СТАРИННЫЙ СОВЕТ
В одной старинной
итальянской рукописи,
кажется,
пятнадцатого столетия, – начальные
страницы и все
украшения книги были выр-
ваны благородною
рукою любителя библио-
тек, –
простодушно рассказывается о том, как
пришел ученик к
учителю-живописцу Сано ди
Пьетро за советом
о своей картине.
Учитель трудился
над спешной работой и
не мог придти на
зов ученика, начавшего са-
мостоятельно
картину "Поклонение волхвов”
для небольшой
сельской церкви Сиенского
округа.
Учитель сказал:
– Мой милый, я
дал слово настоятелю
Монте-фалько не
покидать своего дома, пока
не закончу
заказанное им "Коронование Пре-
святой Девы”. Но
скажи, в чем сомнения твои.
Я боюсь, не
слишком ли долго проработал ты
у меня, что
теряешься теперь перед своею ра-
ботой.
– Почтенный
учитель, – сказал ученик,
– картина моя
сложна, и трудно мне сочетать
отдельные части
её. Как лучше писать тем-
ную оливковую
рощу на красноватом утесе,
– вдали. Видны ли
там стволы деревьев, и
насколько
отчетлив рисунок листвы?
– Мой милый, пиши
так, как нужно тебе.
36
– Плащ Богородицы
полон золотого ри-
сунка. Лучше ли
перебить его мелкими склад-
ками или навести
рисунок в больших плоско-
стях?
– Сделай его так,
как нужно тебе.
– Почтенный
учитель, ты слишком занят
превосходною
работой своей, я лучше помол-
чу до времени
ближайшего отдыха.
– Мой милый, я не
думаю отдыхать ско-
ро, а тебе нельзя
терять время, если в картине
твоей так много
неоконченного. Я все слышу
и отвечаю тебе,
хотя и с некоторым удивлением.
– Головы воинов,
сопровождающих царей,
многочисленны;
найти ли для них общую ли-
нию или дать
каждую голову, и из частей по-
лучить абрис
толпы?
– Просто сделай
так, как тебе нужно.
– Я сделал кусты
на дальних полях и по-
лосами струи
реки, но захотелось дать их от-
четливо, как
только иногда видит свежий глаз.
Захотелось в воде
увидеть волны и челнок на
них и даже весло
в руках гребца. Но ведь это
вдали?
– Нет ничего
проще; сделай так, как нуж-
но.
– Учитель, мне
делается страшно. Может
быть, все-таки
скажешь мне, стоит ли коро-
ны царей сделать
выпуклыми или только для
венцов оставить
накладное золото?
– Положи золото
там, где нужно.
– Мне приходит в
мысль, не сделать ли
на ягнятах
волокна шерсти. Положим, они
почти не видны,
но вспомни, какие шелкови-
стые, мягкие
пряди лежат на ягнятах, так и
хочется сделать
их тонкою кистью, но в об-
щей картине они
почти не видны.
– Делай их так,
как нужно.
– Учитель, я не
вижу в ответах твоих со-
вета моему делу.
Я знаю, что все должно быть
так, как нужно,
но как нужно – затемнилось
у меня сейчас.
– Скажи, ставил
ли тебе какие-нибудь
условия работы
отец Джиованни?
– Кроме срока,
никаких условий. Он ска-
зал: Бенвенуто,
напиши хорошее изображе-
ние "Поклонение
трех волхвов7 Пресвятому
Младенцу”, и я
заплачу тебе десять дукатов
из монастырских
сумм. Потом назначил срок
работы и размеры
доски. Но во время работы
являлись мне
разные мысли от желания сде-
лать лучшее
изображение. И к тебе, учитель,
по-прежнему
обратился я за добрым советом.
Скажи, что же
значит "как нужно”?
– Как нужно,
значит, все должно быть так,
как хорошо.
– Но как же так,
как хорошо?
– Несчастный,
непонятливый Бенвенуто,
о чем мы всегда с
тобой говорили? Какое сло-
во часто повторял
я тебе? Так, как хорошо,
может значить
лишь одно – так, как красиво.
– А красиво?
– Бенвенуто,
выйди за двери и иди к са-
пожнику Габакуку
и скажи: возьми меня мять
кожи, я не знаю,
что такое "красиво”. А ко
мне не ходи и
лучше не трогай работы своей.
После этой
истории в рукописи идёт сооб-
щение о рецептах
варки оливкового масла и
об употреблении
косточек оливы. Затем еще
рассказ о
пизанском гражданине Чирилли
Кода, погребенном
заживо. Но два последних
рассказа для нас
интереса не представляют.
1906
|