МЕЧ ГЕСЕР ХАНА
(Лахуль)(Часть2)
Тут и гора "духовного от-
дохновения”, тут
и пик М.45, тут и манящие
пути и на Ладак,
и к священному Кайласу.
Танцы лам.
Незнающий называет их "Чер-
товыми плясками”.
"Бросьте эту глупую клич-
ку! Танцы лам
имеют глубокое символическое
значение”. "А как
же рога?”. "Покровители
животного царства
и повелители стихий име-
ют этот символ,
да не имеют ничего общего с
бесами. Скоро и
лучи Моисея примете за рога,
ох, уж это
незнание!”. Танцы, после долгого
ритуала, полного
вековых движений, закон-
чились мистерией,
посвященной черноголово-
му ламе,
поразившему нечестивого царя Лан-
дарму, жестокого
гонителя веры.
Древнее урочище
Карга. Остатки старин-
ного укрепления.
Чертены, менданги, выло-
женные камнями с
молитвенными надписями.
Говорят, здесь же
и старинные могилы, но рас-
копку не ведем,
чтобы не войти в контроверзу
с археологическим
управлением. Главное вни-
мание привлекают
многочисленные рисунки
на скалах. Опять
бараны и лучники. Очень
древние. Лама
Мингиюр с гордостью зовет к
камню, на котором
изображение меча. Вот
почему
задумывалась картава "Меч Гесер
Хана”. Где же мы
видели эти характерные
формы
меча-кинжала? Видели их в Минусин-
ске, видели на
Кавказе, видели во многих сар-
матских и
кельтских древностях. Все к тем же
соображениям, к
переселению народов ведет
этот меч, так
отчетливо запечатленный на
древней, веками
заполированной, коричнево-
пурпурной
поверхности камня. Знак ли бит-
вы, знак ли
мужественного прохождения?
Или забытая
граница? Победа?
Тут же и легенда
о воинах Гесер Хана, при-
шедших издалека и
осевших здесь. Они же
принесли и первую
косточку персика. Конеч-
но, это не
монголы, дошедшие до Лахула в
семнадцатом
веке... Народная память бере-
жет что-то
гораздо более древнее и значитель-
ное.
А напротив, за рекою,
высоко на скале
древнейшей
монастырь края Гандо-Ла, осно-
ванный самим
Падмою Самбгавою. Древ-
ность седьмого,
восьмого века. Старые зову-
щие места.
А вот и старый
Пинцог, певец-сказитель
саги о Гесер
Хане. Сидит степенно на полу
моей мастерской и
сказывает, а затем и поет
речитативом стих
о великом герое Ладака,
Тибета, Китая. Не
от шестого ли века сложил-
ся этот напев, и
не от того же ли времени важ-
ные жесты певца.
Кто может заподозрить в
поношенной
внешности Пинцога ритмичную
плавность жеста и
изысканные вариации им-
провизаций
напева. Все отмечено: как соби-
рается герой
противу врагов, как он раньше
похода принимает
мудрые советы сестры отца
своего, как он
готовит оружие... Пинцог мыс-
ленно, наглядно и
осматривает доспех, и на-
тягивает лук, и
точно примечает врага на го-
рах. "А знаете ли
вы здесь, что в Каме есть
палаты Гесер
Хана, где вместо балок лежат
несметные мечи
воинства Гесер Хана?”. "Не
только в Каме, но
и в Цанге воины Гесера сло-
жили такой
памятник”,–вставляет слово при-
молкший лама. В
один раз певцу не сказать
всех Гесера
подвигов. Нужно сказать и о муд-
рой жене героя –
Бругуме. Нужно не забыть
сподвижников и
все победы несокрушимого
защитника правды.
Чего не услышишь в го-
рах, в Тибете, в
Индии! Газеты только что пи-
сали о человеке,
плававшем по Джумне, дер-
жась за хвост
тигра. И это – вовсе не сказка.
Доктор Индус
пишет нам, что рак, это ра-
стущее бедствие
человечества, совершенно
неизвестен на
Гималайских высотах.
Из Таши Лунпо
лама доктор приносит ти-
бетские
лекарства, среди них и средства от
рака. Вспоминаем
официальные удостовере-
ния успешного
лечения рака покойным буря-
том доктором
Бадмаевым. Лама Мингиюр
сообщает о
съедобных корнях, находимых в
лесах
Гималайских, обещает достать их. От
нашего друга
полковника приходят сведения
о том, что
рабочие капитана Б. всю ночь были
тревожимы
появившимся великаном, который
так напугал их,
что они убежали с работы. К
этому лама
замечает, что и в Сиккиме извест-
ны случаи
появления подобных великанов,
вестников
Дармапалы, посылаемых с предуп-
реждениями или
для предотвращения злобных
действий. Так
разнообразна жизнь.
Вот и дом
такура46 из Колонга, Пратапа
Чанда или,
по-тибетски, Санге Дава. Старое
здание по образцу
тибетских укрепленных
дворов. Хозяин и
хозяйка встречают у входа.
Слуги сверкают
серебром и китайскою пар-
чою. Гремят трубы
лам. Прежде всего, зовут
на торжественную
службу в домашнюю мо-
лельную. Много
семейных реликвий. Много
отличных танок.
Тут и Шамбала47, и Ригден
Джапо48, и
Миларепа, и многие подвижники.
Служение идет по
буианскому обряду. Затем
показываются не
только драгоценности, но и
книги, и доски
для печатания. Это – не про-
стой дом: такур –
глава края, и в семье много
накоплений.
Конечно, кончается тибетским
чаем и цампою.
Тут же завязывается сговор о
постройке дома.
Говорят: "Честь вам, если ве-
ликие люди
приехали из больших мест в наше
малое место”.
И опять течет
речь об изображениях на
скалах, о
нечитаемых надписях, о каменных
могилах и о
сокрытых книгах священных.
Кроме мест в
долине Кулу называется еще
место около
Трилокната, где, по преданию,
скрыты книги во
время гонений свирепого
Ландармы. Есть на
горах и развалины каких-
то древних жилищ.
Говорится, что, когда при-
шли воины Гесер
Хана, то старые лахульцы
ушли на вершины.
От белого царя ушла Чудь
под землю на
Алтае, а жители Лахула – на
вершины. В
историческом и археологическом
отношении край
мало исследован. Картина
"Менгиры в
Гималаях” будет напоминать о
менгиро подобных
камнях, утверждаемых с
древнейших времен
и до наших дней на гор-
ных перевалах.
Обычай этот имеет несомнен-
ную связь с
древними менгирами Тибета, от-
крытыми нашей
экспедицией в 1928 г., по-
добными менгирам
Карнака.
Картина "Три
меча” пусть изображает
древний рисунок
на камне вблизи Кейланга,
главного города
Лахула. Лахуль, в испорчен-
ном произношении,
означает южный Тибет.
Местные
изображения на скалах и камнях
достойны
изучения.
Ладак, Дартистан,
Балтистан, Лахуль,
Трансгималаи, часть
Персии, Южная Сибирь
(Иртыш,
Минусинск) изобилуют разнооб-
разными сходными
в техническом отношении
изображениями,
невольно напоминающими
скалы Богуслана и
изображения остготов и
прочих великих
переселенцев.
Изображения
Ладака, Лахула и всех Ги-
малайских нагорий
распадаются на два глав-
ных типа. Тип
Буддийский, дошедший и до
нашего времени в
виде изображения свасти-
ки (как
буддийской, так и обратной Бон-по),
Льва Коней Гесер
Хана, реминозных надпи-
сей, чертенов и
прочих предметов культа.
Другой тип
изображений, дошедший из
времен более
древних, в связи с добуддийс-
ким Бон-по и
прочими культами огня, еще бо-
лее увлекателен
по своей загадочности, по сво-
ему своеобразному
друидизму, так интерес-
ному в связи с
изучением великих переселе-
ний.
Главный сюжет
этих изображений (частью
воспроизведенных
в трудах д-ра Франке,
1923) – горный
козел, являвшийся символом
огня. Среди
изображений этих по технике
можно различить
целый ряд наслоений – от
древних (сходных
со шведскими hallristingor49),
до новейших,
доказывающих внутреннее су-
ществование
какого-то культа.
Кроме горных
козлов во всевозможных
комбинациях,
можно видеть изображения сол-
нца, руки, танцы
ритуальных фигур и прочие
знаки давнего
фольклора. Этот тип изобра-
жений с
древнейшими традициями дает лю-
бопытные
изучения.
К прочим
изображениям нам удалось при-
бавить еще два
ранее не указанных. В урочи-
ще Карга и около
самого Кейланга (Лахуль)
найдены нами
изображения мечей. Значение
этих изображений
загадочно, но особенно ин-
тересно, что
форма их совершенно совпадает
с формою
бронзовых мечей и кинжалов Ми-
нусинского
сибирского типа, так характерных
для первых
великих переселенцев. Не будем
делать ни
предположений, ни, тем более, вы-
водов, но занесем
эту поучительную подроб-
ность как еще
одну путеводную веху. Не за-
будем, что старый
католический миссионер
сообщал, что
место Лхассы называлось Гота.
Развалины древних
храмов Кашмира по-
разительно
напоминают основы аланских по-
строений, так
расцветшие в формах "романс-
кого стиля”. Де
Ла Балле Пуссен сообщает
об иноземцах,
строителях храмов Кашмира.
При этом Стен
Конов указывает на принад-
лежность Ирилы к
племени Гаты, что, по его
заключению,
означает Готы. Все такие знаки
очень полезны в
теме о великом переселении
народов.
Телеграмма из Ле.
Экспедиция Институ-
та пришла
благополучно. В караване ни бо-
лезней, ни
потерь. Коллекции превосходны.
Так и думали, что
Ладак не разочарует наших
собирателей.
Опять предстоят поучительные
опыты. Кто же не
зажжется чудесами Гима-
лаев?
Откуда же
происходит эта необыкновен-
ная заманчивость
путей Азиатских? Горы ус-
тановились не
преграждающими великанами,
а зовущими
путевыми вехами. Из-за вершин
сверкает сияние
Гималайского снежного цар-
ства. Местные
люди, те, которые слышали о
чем-то,
почтительно указывают на эти сияния.
Ведь оно сверкает
от труда, из самой башни
великого
Ригден-Джапо, неустанно трудяще-
гося во благо
человечества.
А вот и редкое
изображение самого Вели-
кого Гесер Хана.
Около воителя собраны зна-
ки его
перевоплощений и все то памятное, что
не должно быть
забыто в этой великой эпо-
пее. На ступенях
трона стоят тибетские сапо-
ги. Ведь это те
самые-сапоги-скороходы, от-
меченные в
подвигах Гесер Хана. Но стоят они
близко – это
значит, что великий воитель
нового мира уже
готов к подвигу. Скоро он
войдет.
Кейланг, 1931
|