МЕЧ ГЕСЕР ХАНА
(Лахуль)(Часть1)
Подают воду в
жестяной чашечке. Еще
живет эта
чашечка, а ведь она прошла с нами
весь Тибет, и
Китай, и Монголию. А вот и
ягтан, сделанный
еще в Кашмире. Выдержал
старик всю Азию,
на всех Перевозных сред-
ствах. Надо его
поберечь, слишком много он
знает. А вот и
знамя бывшей экспедиции –
"Майтрейя”. С тех
пор под разными углами
встречались мы с
этим понятием. Уже далек
тибетский
художник, писавший это Знамя.
Уже нет ламы
Малонова, украсившего Знамя
китайскими
щелками, и Знамя видело нема-
ло. Участвовало и
склонило на нашу сторону
диких голоков.
Удивило и смягчило тибетско-
го губернатора.
Било по лбу Хотанского ам-
баня и далеко
пестрело красками при соору-
жении субургана в
Ша-рагольчах. Теперь оно
в Гималайском Институте,
выросшем из экс-
педиции. Пусть
оно охраняет все целебные
травы
Гималайские, в которых так много луч-
ших решений.
Каждый предмет,
прошедший с нами всю
Азию, делается
необыкновенно милым и не-
забываемым. Сами
трудности пути претворя-
ются в необычные
радости, ибо они овеяны
просторами,
вобравшими в себя столько чу-
десного прошлого.
Опять гремят
бубенцы мулов караванных.
Опять крутые
всходы горного перевала.
Опять встречные
путники, каждый из них –
несущий свою
житейскую тайну. Опять рас-
сказы о местных
духовных сокровищах, о па-
мятных местах.
Опять на скале запечатлен
героический меч
Гесер Хана; опять перед нами
пещеры и вершины
священного паломниче-
ства. Вечно
бродящие странники тянутся с
котомками за
плечами. Не только вера, но
непреодолимое
стремление к житию странно-
му, увлекает их
по трудным горным тропин-
кам.
Мы идем в Лахуль.
Опять продолжение
экспедиции. Как
будто, так же, как бывало.
С тою разницей,
что там никакая почта, ни-
какие сведения из
здешнего мира по долгим
месяцам нас не
достигали. Но здесь мы еще
на границе
последних почтовых бегунов, и
смятение мира
может стучаться к нам каж-
дую неделю. Но за
перевалом Ротангом уже
повеял сухой
тибетский воздух. Тот самый
воздух,
целительный и вдохновляющий. Звав-
ший к себе всех
искателей духовного восхож-
дения. Ночью же
по ясному небу с бессчет-
ными звездами, со
всеми млечными путями и
зарожденными и
сконченными телами, полы-
хали странные
зарницы. Не зарницы это, но
то самое
замечательное Гималайское свечение,
о котором уже не
раз поминалось в литерату-
ре.
Пройдя Тибет и
Ладак, можно оценить и
Лахуль. Снеговые
пики, цветочные травы,
пахучий
можжевельник, яркий шиповник не
хуже лучших долин
Тибета. Многие святыни,
ступы, пещеры
отшельников не уступят Ла-
даку. На скалах
тоже ритуальные фигуры луч-
ников, догоняющих
стрелою круторогих гор-
ных баранов. А
ведь древний айбеко был сим-
волом света! Те
же погребения в могилах, ус-
тавленных
камнями, и в каменных склепах-
камерах. Над
Кейлангом раскинулась мощ-
ная гора Колокола
– "Духовного отдохнове-
ния”, со своею
священною трехглавою верши-
ною подобно
нарбу-ринпоче.
Сколько здесь
медицинских книг и запи-
сей, хранимых
ламами! Местный знаменитый
лама-лекарь уже
ходит для нас с мальчиком
кули и, подобно
Пантелеймону Целителю,
наполняет длинную
заплечную корзину тра-
вами и корнями.
Хорошо, что Юрий так хо-
рошо знает
тибетский язык; хорошо, что с
126
нами лама
Мингиюр, столько знающий по
тибетской
литературе. За первые же дни к нам
принесли
несколько сочинений, еще никогда
не переведенных.
Среди них и медицинские
записи, и
поэтическое описание местных свя-
тынь. Кругом все
насыщено именами знаме-
нитыми: тут и
пещеры Миларепы43, слушав-
шего на заре
голоса дэв; тут был и Падма
Самбгава44, и
Джава Гузампа; и все главы уче-
ния нуждались в
незаменимом сиянии Гима-
лаев.
Тут недалеко и
водопад Палден Лхамо;
сама природа
начертала на скале изваяние
грозной богини,
скачущей на любимом муле.
"Видите, как мул
поднял голову и правую ногу.
Рассмотрите, как
ясно видна голова богини”.
Видим, видим! И
слушаем неумолчную песнь
горной струи.
Проходим пещеры и скалы на-
гов – там живут
особые змеи. Изумляемся
древнему замку
Такуров Гундлы. С изумле-
нием видим, что
некоторые островерхие кры-
ши балконов опять
напоминают Норвегию.
Поучительно
наблюдать плоские крыши, не-
пременное
наследие древней Азии, и эти ост-
рые неожиданные
завершения, напоминаю-
щие север.
Незабываем прием,
устроенный нам в
Кейланге, столице
Лахула. Увешанные цве-
точными
гирляндами, предшествуемые труба-
ми и барабанами,
въезжали мы в Кейланг.
При въезде нас
ожидало неожиданное и
трогательное
зрелище. На крыше выстрои-
лись ламы в
пурпурных высоких тиарах с ги-
гантскими
трубами. С плоских крыш сыпались
желтые и красные
лепестки шиповника. Тол-
па теснилась в
праздничных нарядах. Дети
школы,
выстроенные шпалерами, но знаку
визиря области
кричали приветствия. А на
арках и домах
цветились плакаты с трогатель-
ными
приветствиями. Подходя в нарастающей
процессии к
летнему помещению нашего Ги-
малайского
Института, мы были встречены
еще ламскими
трубами, а дочь соседа Ану в
бирюзовом высоком
кокошнике поднесла свя-
щенное молоко
яка. Так Кейланг, затерянный
в снеговых горах,
хотел выразить свою сер-
дечность.
Не только новые
находки сразу нахлыну-
ли, но и удалось
увидеть редкую ламскую ми-
стерию -"Разбитие
камня”. Группа странству-
ющих лам из Спите
на нашем дворе дала эту
всеобщую, еще
неизданную мистерию. Юрий
даст точный
перевод ее в журнал Института.
Началось с того,
что ламы притащили с
холма огромный,
более полутора ярдов ка-
мень, с трудом
под силу двум людям. Устано-
вили походный
алтарь и в длинном ряде ри-
туальных танцев,
пенья и молитв изобразили
разрушение злых сил.
Было и
прокалывание щек. Был очень за-
мечательный танец
мечей с опрокидыванием
на острия. Нужно
отдать справедливость, что
эта процедура
требовала действительно боль-
шого навыка, ибо,
иначе, два меча, упертые в
живот, могли
очень легко пронзить внутрен-
ности. Среди этих
драматических эпизодов,
как полагается,
вставлялась и полушутливая
интермедия. В
ней, под видом пастуха, являлся
властитель дикой
страны, при этом шел вы-
зывавший смех
присутствующих диалог о не-
видимых
сокровищах этого властителя. Но к
концу мистерии
все шутливые элементы за-
молкли, и можно
было заметить более сосре-
доточенное
внутреннее приготовление. Кон-
чились эти
заклинания и приготовления тем,
что один из лам
лег на землю, и двое других с
усилием подняли
приготовленный огромный
камень, положили
ему его на живот. В то вре-
мя старый лама,
тот, который прокалывал
щеки и падал на
мечи, подняв высоко круг-
лый булыжник,
величиною не менее двух че-
ловеческих голов,
бросил с силою этот камень
на камень, лежавший
на животе ламы, и сно-
ва с той же силой
бросил. При этом вторич-
ном ударе длинный
камень, к изумлению при-
сутствующих, с
треском распался на две час-
ти, освободив
лежавшего ламу. Таким обра-
зом тяжкий
материальный мир был побежден,
злые силы были
сокрушены, и мистерия за-
кончилась веселым
хороводом и пением лам
под аккомпанемент
тибетской расписной ба-
лалайки.
Предварительную сцену, перед на-
ложением камня,
Эстер Лихтман успела
снять, но надо
сознаться, что в момент раска-
лывания камня на
животе ламы все присут-
ствующие забыли о
фотографии и только глу-
боко вздохнули.
Конечно, тяжки формы этой
необычной
мистерии о победе над низкомате-
риальным миром,
но ведь не менее тяжки и
действительные
общежитейские материаль-
ные формы. Также
не забудем, что на разби-
ваемом камне был
изображен углем и мелом
человек, телесную
сущность которого в пред-
варительном
ритуальном танце ламы прока-
лывали
магическими кинжалами фурпа.
К нам ходит лама
из Колонга. Юрий и
лама Мингиюр записывают
местные напевы,
а Эстер Лихтман
запишет музыкальный лад.
Ходим смотреть
старинные изображения на
камнях. При этом,
еще раз убеждаемся, что
чертены,
прибавленные к старым изображе-
ниям охотников и
нагорных баранов, являют-
ся более новыми
дополнениями. Как и рань-
ше думалось, эти
круторогие, священные ба-
раны – символы
света и искатели, их неуто-
мимые лучники,
являются символами гораздо
более удаленных
Культов. Здесь мы опять
прикасаемся к
необъясненным еще солнечным
Культам,
напоминающим отдаленные зарож-
дения друидизма и
огненной свастики.
Опять посещение
монастырей. Интерес-
ные книги об
отшельниках. Опять любование
с высоких плоских
крыш на необозримые лед-
ники, снеговые
пики и глубокие долины с гре-
мящими потоками.
|