МАРФА ПОСАДНИЦА
По Мете,
красивой, стоят городища. На
Тверской стороне
во Млеве был монастырь.
Слышно, в нем
скрывалась посадница Мар-
фа. В нем жила
четырнадцать лет. В нем и
кончилась.
Есть могила Марфы
во Млеве. Тайно её
там схоронили.
Уложили в цветной кафельный
склеп. Прятали от
врагов. Так считают. Уже
сто лет думают
так, и склеп не открыт до сих
пор.
Чудеса творятся у
могилы Марфы. С раз-
ных концов
новгородской земли туда идет на-
род. Со всеми
болезнями, со всеми печалями.
И помогает Марфа.
Является
посадница в черной одежде с бе-
лым платком на
голове. Во сне является не-
дугующим и
посылает на могилу свою. Идут.
Молятся. И
выздоравливают.
Марфа-заступница!
Марфа-помощница
всем новгородцам!
Лукавым, не исполнившим
обещания, Марфа
мстит. Насылает печаль
еще горшую.
В старую книгу
при млевской церкви иереи
вписали длинный
ряд чудес Марфы. Просто-
душно вписали
вместе с известиями об уро-
жаях, падежах,
непогодах.
С Тверской
стороны не являются на моги-
лу Марфы. Обаяние
ее туда не проходит. К
посаднице идут
только от новгородских пя-
тин. Идут, почему
не знают. Служат молеб-
ны. Таинственный
атавизм ведет новгородцев
ко млевской
могиле.
Когда речь идет о
национализме искусст-
ва, вспоминаю
этот путь новгородцев. Мы
мало различаем
чванный пестрый национа-
лизм от мистики
атавизма. Пустую оболочку
– от внутренних
нитей. Мешаются часто пос-
ледовательности,
племенная и родовая.
Уже не смеемся, а
только не доверяем пе-
ревоплощению. С
недоумением подбираем
"странные”
случаи. Иногда страшимся их.
Уже не бросаем их
в кучу, огулом. То, что чет-
верть века назад
было только смешно, теперь
наполняется
особым значением.
Новые границы
проводятся в искусстве.
Пестрый маскарад
зипуна и мурмолки дале-
ко отделяется от
красот старины в верном их
смысле. Привязные
бороды остаются на крю-
ках балагана.
Перед истинным
знанием отпадут грубые
предрассудки.
Новые глубины откроются для
искусства и
знания. Именно атавизм подска-
жет, как нужно
любить то, что прекрасно для
всех и всегда.
Чарами атавизма открывается
нам лучшее из
прошлого.
Заплаты бедности,
нашивки шутовские
нужно суметь
снять. Надо суметь открыть в
полном виде
трогательный облик человечес-
ких душ. Эти
образы смутно являются во сне,
– вехи этих путей
наяву трудно открыть.
Время строит
сущность земли. Под зем-
лю не спрятать
того, что нужно народу. Не-
знаемый никем
склеп Новгород помнит. Сла-
вит хозяйку.
Тайком служит молебен.
Марфа, сильная
духом, нам помоги.
1906
|