МАЙТРЕЙЯ (часть2)
"Члены Царства
Божия, не вступая ни к
кому в отношение
противоборства, не совер-
шают никаких
актов отталкивания в простран-
стве,
следовательно, не имеют материального
тела; их
преображенное тело состоит только
из световых,
звуковых, тепловых и т. п. про-
явлений, которые
не исключают друг друга,
не обособлены
эгоистически, но способны к
взаимопроникновению.
Достигнув конкретно-
го единосущия,
т.е. усвоив стремления друг
друга и задания
Божественной Премудрос-
ти, они соборно
творят Царство совершенной
Красоты и
всяческого Добра, и даже тела свои
созидают так, что
они, будучи взаимопроник-
нуты, не
находятся в их единоличном облада-
нии, а служат
всем, дополняя друг друга и
образуя
индивидуальные всецелости, которые
суть органы
всеохватывающей целости Цар-
ства Божия.
Свободное и любовное единоду-
шие членов
Царства Божия так велико, что
все они образуют,
можно сказать, "Едино
Тело и Един Дух”
(Ап. Павел, к ефес. 4:4)”.
"Что касается
сверхпространственности,
значение ее
хорошо выяснено в творениях
Отца Церкви, св.
Григория Нисского: "Душа
не протяженна”, –
говорит он, – "И потому
естеству
духовному нет никакого труда быть
при каждой из
стихий, с которыми однажды
вступило оно в
сопряжение при растворении,
не делясь на
части противоположностью сти-
хий; естество
духовное и непротяжное не тер-
пит последствий
расстояния. Дружеская связь
и знакомство с
бывшими частями тела навсегда
сохраняется в
душе”.
Кому же особенно
ясны и близки будут
слова нашего
знаменитого современного фи-
лософа? Конечно,
высокий лама найдет и сер-
дечный ответ, и
благостное понимание. Боль-
ше того, он
найдет в своей реальной метафи-
зике и
соответствующие оправдания и с вос-
торгом приобщится
к диспуту о духовном,
иначе говоря, о
том, что составляет его стрем-
ление. Для
вселенского тела лама будет знать
Дармакайю62.
Высшее взаимопонимание, об-
щение
представителей духа он назовет Дор-
жепундок. И,
главное, сделает это не в ра-
зобщении, не в
оспаривании, но в добром об-
щении, в котором
так легко стираются вредо-
носные
перегородки.
Там же, на
Востоке, поймут и С.Металь-
никова о
бессмертии одноклеточных. Идея
единости,
неделимости, неразрушимости бу-
дет оценена. Тот,
кто понимает Дхарму63, тот
может говорить и
о бессмертии. Так же бла-
гостно поймут и
Брогли, и Милликена, и Ра-
мана, и
Эйнштейна. Лишь бы язык был. Нуж-
но знать для
понимания и внешний, и внут-
ренний язык.
Нужно знать не только внешний
иероглиф.
Необходимо знать происхождение
знака, нарастание
символа, чтобы непонятая
внешность не
явилась новою перегородкою.
Во Благе разве
трудно сойтись? Для кого-
то священность
Ганга – суеверие. Но истин-
ный ученый и
здесь отдает должное народной
мудрости.
Так прекрасно
прикасание к фактам, осно-
вам народной
мудрости. Священною почита-
ется вода Ганга.
Поразительно, насколько не
заражается
взаимно бесчисленное множество
людей,
столпившихся в водах священной реки
у Бенареса. Но к
вере, к психическому охра-
нению природа
присоединяет еще ценнейший
фактор. В воде
Ганга только что найдены осо-
бые бактерии,
уничтожающие прочие очаги
заразы. Старое
знание и здесь являет свою
прочную основу.
Трогательны все
объединительные знаки.
Буддисты видят
икону Св. Иоасафа, Царе-
вича Индийского,
и хотят иметь копию ее.
Ламы видят фреску
Нардо ди Чионе в Пи-
занском Кампо
Санто, и начинают пояснять
содержание ее и
значение изображенных сим-
волов. Когда же
вы прочтете им из "Золотых
легенд” о Св.
Иоасафе, они будут приветливо
улыбаться. И в
улыбке этой будут те же бла-
гость и вмещение,
которые уделили место
Аристотелю на
портале Шартрского Собора
вместе со Святыми
и Пророками и призвали
образы греческих
философов на фрески церк-
вей в Буковине.
Изображения магометанина
Акбара в
Индусском Храме; Лаоцзы и Кон-
фуция в ореоле
католических святых; все чер-
ные Мадонны в
Рока-мадуре и в землях не-
гритянских! А
Царь Соломон в православной
Церкви Абиссинии!
Лишь не закрыть глаза
умышленно, и
множество благих фактов на-
хлынут. Поистине,
следуя завету Оригена64,
"глазами сердца
видим”. И не только древ-
ний Шартр и
Буковина почитают великих
философов на
порталах своих. Газеты Нью-
Йорка сообщают о
новой церкви Баптистов
на Риверсайде:
"Конфуций, Будда и Маго-
мет вместе со
Христом изваяны на портале
Церкви Баптистов.
Новая Эра религиозной
терпимости
выразительно символизована в
изображениях, где
великие ученые и филосо-
фы (многие в свое
время обвиненные в ереси)
занимают место со
Святыми, Ангелами и
Вождями
религии.”. "Моисей изваян плечо к
плечу с
Конфуцием; за Буддою и Магометом
следуют Ориген,
Св. Франциск Ассизский,
Данте, Пифагор,
Платон, Сократ, Аристо-
тель, Св. Фома
Аквинский, Спиноза, Архи-
мед.”.
Одновременно с д-ром Фоздик, дав-
шим это
свидетельство его широкого мышле-
ния, другой
представитель свободной мысли
д-р Холмс объявил
на проповеди, что Храмы
будущего
представят синтез всех великих ре-
лигий мира. О том
же говорят и проповеди д-
ра Гутри в одной
из старейших церквей Нью-
Йорка, Св. Марка
в Бовери. Все помнят его
дни Будды и
других водителей религиозной
мысли. Новый храм
Епископальной Церкви
на Парк-Авеню под
руководством известно-
го проповедника
д-ра Норвуда стремится к
тому же благому
синтезу.
Если почтенный
мусульманин будет утвер-
ждать, что могила
Христа находится в Шри-
нагаре, и станет
с самым благоговейным ви-
дом перечислять
все традиции и исцеления,
свершившиеся при
этой гробнице, вы не ста-
нете сурово
перечить ему. Ведь он говорил
вам, полный самых
добрых намерений. Так же
точно вы не
будете вносить препирательство,
когда в Кашгаре
вам будут утверждать о гроб-
нице Богоматери в
Мириам Мазар. Так же,
когда вам говорят
о пророке Илии в верховь-
ях Инда, вы и тут
не протестуете, ибо, во-пер-
вых, вы
чувствуете доброжелательство, а, во-
вторых, вам,
по-существу, и нечего возразить.
Или разве будете
вы злобно возражать про-
тив трона Царя
Соломона у Шринагара?
Напротив, вы
порадуетесь, что таких тронов
много в Азии, и,
по словам доброжелателей,
мудрый Царь
Соломон во всеобъединении и
посейчас летает
над азиатскими пространства-
ми на своем
чудесном ковре-самолете. Вы
порадуетесь и
вспомните общество Амоса в
Нью-Йорке и его
широкие благие цели.
Есть особая
радость, когда вы слышите
воедине великие
имена Мессия, Майтрейя,
Мунтазар,
произносимые в том же месте и с
тем же
почитанием. Вообще, со всею береж-
ливостью отнесемся
к благостным объедини-
тельным знакам.
Вспомним трогательную ле-
генду тибетскую о
происхождении многих свя-
тынь. И особенно
вспомним теперь, когда бла-
гие знаки вовсе
не заковывают нас в прошлое,
но восторженно
устремляют в будущее.
О чем же взывает
мудрый Апостол Па-
вел, когда он
пишет во все концы и Римля-
нам, и Евреям, и
Коринфянам, и Ефесянам, и
Галатам: "Итак,
очистите старую закваску,
чтобы быть вам
тестом новым”. "Посему ста-
нем праздновать
не со старою закваскою”.
"Немощного в вере
принимайте без спо-
ров о мнениях.
Ибо иной уверен, что можно
есть все, а
немощный ест овощи”.
"Итак, будем
искать того, что служит к
миру и ко
взаимному назиданию”.
"Каждого дело
обнаружится; ибо день по-
кажет, потому что
в огне открывается, и огонь
испытывает дело
каждого, каково оно есть”.
"Когда будут
говорить "мир и безопас-
ность”, тогда
внезапно постигнет их пагуба”.
"Духа не
угашайте”.
"Итак, отвергнем
дела тьмы и облечемся в
оружие света”.
"Достигайте
любви, ревнуйте о дарах ду-
ховных”.
"Писать вам все о
том же для меня не тя-
гостно, а для вас
– назидательно”.
Какой указ и
моление о воссоединении ду-
ховном, о
будущем; нужны оружия Света!
И не о прошлом
только горюя, но ревнуя о
будущем,
предупреждал Исайя страшными
словами:
"Магер-шелал-Хаш-баз”. Не для
прошлого, но для
будущего путника насаж-
дал Акбар молодые
деревья вдоль путей Ин-
дии.
Что может быть
хуже, нежели отнять и
оставить "место
пусто”? Говорит Златоуст:
"Когда же душа
уклоняется от любви, тогда
помрачается ее
умственный взор”.
Истинно,
многоценны объединительные
знаки. Не
забываем слова Вивекаваады о
Христе,
сказавшего: "Если бы я в жизни моей
встретил Христа,
кровью сердца моего я омыл
бы ноги Его”.
Многие ли христиане имеют в
сердце своем
такое же действенно-возвышен-
ное чувство? И
можно ли забыть слова того
же Вивекананды,
спросившего Чикагский
конгресс религий:
"Если вы считаете ваше
учение столь
высоким, почему же вы не сле-
дуете заветам
Его?”
|