МАЙТРЕЙЯ
На пальмовой коре
острой иглою, по-син-
галезски, пишет
приветливый бикху57. Доку-
чает ли он? Пишет
ли просьбу? Нет, он, улы-
баясь, шлет
привет в далекую Заокеанию.
Привет добрым,
хорошим людям.
И не ждет ответа.
Просто добрая стрела в
пространство.
В Канди, в
древней столице Ланки-Цей-
лона, водят нас
по старым знакам прошлого.
Храм священного
зуба, Храм Паранирваны,
чудесное
хранилище священных книг в чекан-
ных серебряных
покрышках-переплетах. "А
что же там, в
маленьком запертом храме?” –
"Там Храм
Майтрейи, Владыки будущего”.
– "Можно войти?”
Проводник, улыбаясь,
отрицательно
качает головой. "В этот храм
никто, кроме
главного священнослужителя, не
входит.” Так не
должно быть осквернено свет-
лое будущее.
Знаем, живо оно. Знаем, сим-
вол его –
Майтрейя, Метрейя, Майтри –
любовь,
сострадание. Над этим светлым зна-
ком всепонимания,
всевмещения строится ве-
ликое будущее.
Произносится оно самым свя-
щенным
углублением. Не должно быть оно
оскверняемо
легкомыслием, любопытством,
поверхностью и
сомнением. В лучших выра-
жениях говорят
Вишну-Пураны и все другие
Пураны58, т. е.
старинные заветы о том свет-
лом будущем,
которому служит все человече-
ство, каждый
по-своему.
Мессия, Майтрейя,
Мунтазар, Митоло и
весь славный ряд
имен, многообразно выра-
жающих то же
самое сокровенное и самое сер-
дечное
устремление человечества. Особенно
восторженно
говорят пророки о будущем.
Перечтите все
страницы Библии, где выра-
жено самое
светлое чаяние народа; перечтите
заповедь Будды о
Майтрейе; просмотрите,
как светло
говорят мусульмане о пророке бу-
дущего.
Как прекрасно
говорит Индия о конце чер-
ного века, Кали
Юги, и блистательном нача-
ле белого века,
Сатии Юги. Как величестве-
нен облик Калки
Аватара59 на белом коне! И
так же сердечно
ожидают далекие Ойроты
белого Бурхана.
Наши староверы, подвижни-
чески идущие
искать Беловодье в Гималаях,
делают этот
трудный путь лишь во имя буду-
щего. Во имя того
же светлого будущего лама,
прослезившись,
рассказывает о сокровищах и
мощи великого
Ригден-Джапо, который унич-
тожит зло и
восстановит справедливость. К
будущему ведут
победы Гесер Хана. На каж-
дый новый год
китаец возжигает свечи и мо-
лится Владыке
будущего. И оседлан белый
конь в Исфагани
для великого Пришествия.
Если вы хотите
прикоснуться к лучшим стру-
нам человечества,
заговорите с ним о буду-
щем, о том, к
чему, даже в самых удаленных
пустынях,
устремляется человеческое мышле-
ние. Какая-то
особенная сердечность и тор-
жественность
наполняет эти устремления к
преображению
Мира.
В самые мрачные
времена, среди тесноты
недомыслия,
особенно звучно раздавался обо-
дряющий глас о
великом Пришествии, о Но-
вой Эре, о
времени, когда человечество суме-
ет благоразумно и
вдохновенно воспользо-
ваться всеми
сужденными возможностями.
Каждый по-своему
толкует этот Светлый Век,
но в одном все
одинаковы, а именно, каждый
толкует его
языком сердца. Это не безразлич-
ный эклектизм.
Наоборот, как раз обратное,
со всех сторон –
к одному. Ибо в каждом че-
ловеческом
сердце, во всем царстве челове-
ческом живет одно
и то же стремление к Бла-
гу. И стремятся
воссоединиться в сущности
своей эти
рассеянные ртутные шарики, если
они не слишком
отяжелились маслом и не
слишком
замохнатились пылью. Какая оче-
видность в этом
простейшем опыте внешнего
загрязнения
ртутных шариков! Еще можно
заметить
трепетание внутреннего вещества, но
уже осквернена
поверхность, и замаслена по-
стороннею
мерзостью, и отчуждена этим о
вселенского
сознания. Уже пресечен путь ко
вселенскому телу
всеобщения. Но, если не
успела
загрязниться поверхность, с каким не-
удержимым
устремлением сливаются разроз-
ненные капли
снова с первоисточником! И не
найдете уже, не
различите эту воспринятую
целым частицу. Но
живет она, вся она в Нем,
в Великом.
Всеединость обобщила ее и усили-
ла до вселенского
понятия. Все учения знают
это вселенское
тело под разными именами.
В самых
неожиданных проявлениях встре-
чаемся с
объединительными знаками. В по-
смертных заметках
старцев пустынь были
иногда находимы
неожиданные начертания о
Гималаях. Эти
записи, мандалы60 и другие
неожиданные знаки
вызывали недоумение и
удивление. Но
лама далекого, горного монас-
тыря, спрошенный
об этом, улыбается и за-
мечает: "Поверх
всех разделений существует
великое единение,
доступное лишь немногим”.
Итак, сливается
мышление, казалось бы, са-
мых удаленных
человеческих индивидуально-
стей. В этих
высших знаках стирается самое
отвратительное,
что затемняет свет сердца, а
именно –
отрицание и суждение. Часто, в на-
шей
современности, мы придумываем особые
выражения для тех
же старинных понятий.
Глубокомысленно
мы замечаем: "он понима-
ет психологию”,
что, в сущности, значит: "он
не отрицает и не
невежествует". Мы говорим:
"Он практичен и
знает жизнь”, что в сущно-
сти значит: "Он
не осуждает и тем не препят-
ствует себе”. Мы
говорим: "Он знает источ-
ники”, что будет
значить: "Он не умаляет, ибо
знает, насколько
вредно каждое умаление”.
В "Воскресении во
плоти” Н.О. Лосский61
замечает:
"Деятель,
противопоставляющий свои
стремления
стремлениям всех других деяте-
лей, находится в
состоянии обособления от них
и обрекает себя
на то, чтобы пользоваться
только
собственною творческою силою; поэто-
му он способен
производить лишь самые уп-
рощенные
действования, вроде отталкивания.
Выход из этого
обнищания жизни достигает-
ся путем
эволюции, осуществляющей все бо-
лее и более
высокие ступени конкретного еди-
носущия”.
|