Из книги "Чудеса Естественного Ума" Тензина Вангьяла Ринпоче. Самовозникающая мудрость это основа всего. Пять отрицательных эмоций являют собой проявление энергии. Считать эмоции заблуждениями ошибочно Позволение им пребывать в их природе есть метод Обнаружения недвойственного состояния Освобождения.
Превосхождение всякой надежды и страха – вот результат. Хотя во всех духовных традициях Тибета существовали практики и мастера Дзогчен такие как; Пятый Далай Лама из школы Гелугпа, Третий Кармапа Ранжунг Дордже из Кагьюпа и Граспа Гьялцен из шкалы Сакьяпа, наиболее важные линии передачи учения Дзогчен принадлежат Бон, традиционной религии Тибета, а так же Ньингма-па (старой) Тибетской Буддийской Школе. Обе эти традиции подразделяют свои учения на "девять путей" или методов практики, ведущих к просветлению и реализации, и, в обеих классификациях, Дзогчен – это девятый и самый высокий Путь. В настоящее время мастера всех Тибетских сект начали преподавать Дзогчен, и Дзогчен, похоже, становится своего рода модой на Западе.
Дзогчен.
Дзогчен (rdzogs chen) буквально означает "совершенство", "достижение", или "исполнение" (rdzogs), которое является "полным" или "великим" (chen). Хотя Дзогчен – "единая великая сфера", для удобства это описано как наличие трёх аспектов основы, пути, и плода: "основы", потому что основа Дзогчен – изначальное состояние индивидуума; "путь", потому что Дзогчен – высший прямой и немедленный путь к реализации; и "плод", потому что Дзогчен это окончательное просветление, освобождение из круга иллюзорного блуждания в самсаре в течении одной жизни.
Чтобы лучше понимать Дзогчен, давайте подробнее рассмотрим разделение на основу, путь и плод. Согласно учению Дзогчен, сущность основы всего – пуста и изначально чиста; природа основы – ясность, которая спонтанно совершенна; неразделимое единение изначально чистой сущности и спонтанно совершенной природы являет собой свободный поток энергии или сострадания. Для индивидуального ума, эта основа – естественное состояние. Она является одновременно и источником самсары для введённого в заблуждение ума (ma rigpa) и нирваны для ума, в котором знание (rigpa) пробуждено. Сущность kunzhi-основы называется мать (ma), пробуждённое понимание (rigpa) называется сын (bu), и неразделимость матери и сына есть поток энергии (rtsal).
Путь состоит в получении проникновения в видение Дзогчен, являющееся знанием истинного состояния основы ума, и создании потока rigpa, взращенного с помощью медитации, продолжающегося и после медитации, так, чтобы оно могло быть интегрировано в наше поведении, отношение и деятельность в обычной жизни. Плод, это осуществление нераздельности трёх кайй в течении лишь одной жизни и высшей его точкой становится достижение радужного тела или тела света в конце жизни, таким образом, что во время смерти материальное тело исчезает, не оставляя никаких следов, но растворяется в своей природе, которая есть свет.