ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ
(Из книги
"Шамбала”)
Радж-Раджесвари –
Всемогущая Матерь.
Тебе поет индус
древности и индус наших
дней. Тебе
женщины приносят золотые цве-
ты и у ног Твоих
освящают плоды, укрепляя
ими очаг дома. И
помянув изображение Твое,
его опускают в
воду, дабы ничье нечистое
дыхание не
коснулось Красоты Мира. Тебе,
Матерь, называют
место на Белой Горе, ни-
кем не
превзойденное. Ведь там встанешь,
когда придет час
крайней нужды, когда под-
нимешь Десницу
Твою во спасение мира, и,
окружася всеми
вихрями и всем светом, ста-
нешь, как столб
пространства, призывая все
силы далеких
миров.
Разрушаются
старые храмы, раскалыва-
ются колонны, и в
каменных стенах впились
снаряды недругов.
"В Гоа приставали
португальские корабли.
На высоких кормах
каравелл золотом свер-
кали изображения
Мадонны, и Ее великим
именем посылались
ядра в святилище древ-
ности.
Португальскими снарядами раздроб-
лены колонны
Элефанты.
La Virgen de los Conquistadores40.
В Севилье, в
Альказаре, есть старая кар-
тина Алексо
Фернандеса, носящая это назва-
ние. В верхней
части картины, в сиянии обла-
ков небесного
цвета, стоит Пресвятая Дева с
кроткой улыбкой,
и под Ее широким плащом
собрана и
охранена толпа завоевателей. Вни-
зу волнуется
море, усеянное галеонами и ка-
равеллами,
готовыми к отплытию в далекие
страны на чужие
земли. Может быть это те
же корабли,
которые будут громить святили-
ще Элефанты, и
краткой улыбкой Всеблагая
Дева провожает
завоевателей, точно и она
сама с ними
восстала на разрушение чужих
накоплений. Это
уже не грозный Илья Про-
рок или
мужественный Михаил, постоянные
воины, но Сама
Кроткая подвигнута в народ-
ном сознании к
бою, точно бы Матери Мира
достойно
заниматься делами человекоубий-
ства”.
Мой друг
возмущается. Он говорит: "По-
смотрите, вот
одна из самых откровенных кар-
тин. Читайте в
ней всю современную психо-
логию. Посмотрите
на это самомнение. Они
собрались
захватывать чужое достояние и
приписывают
Богоматери покровительство их
поступкам. Теперь
сравните, насколько раз-
лично настроение
Востока, где Благая Куа-
нин закрывает
своим покрывалом детей, за-
щищая их от
опасностей и насилия”.
Другой мой
приятель защищает психоло-
гию Запада и тоже
ссылается на изображе-
ние, как на
истинный документ психологии
каждой
современности. Он напоминает, как
в картинах
Сурбарана или Холбейна Пресвя-
тая Дева
закрывает своим покрывалом вер-
ных, к Ней
прибегающих. Из изображений
Востока он
приводит на память страшных ида-
мов, рогатых,
увешанных ужасными атрибу-
тами. Он
напоминает о пляске Дурги на че-
ловеческих телах
и об ожерельях из черепов.
Но носитель
Востока не сдается. Он ука-
зывает, что в
этих изображениях нет личного
начала, что
кажущиеся страшные признаки
есть символы
необузданных стихий, зная силу
которых, человек
понимает, что именно надо
ему одолеть. При
этом любитель Востока ука-
зывает, что
элементы устрашения применя-
лись всюду, и не
меньшее пламя, и не мень-
шие рога демонов
изображались в аду на фрес-
ках Орканья во
Флоренции. Всякие ужасы в
изображениях
Босха или сурового Гриневаль-
да могут
поспорить со стихийными изображе-
ниями Востока.
Любитель Востока ставил на
вид так
называемую Турфанскую Мадонну и
предполагал в Ней
эволюцию богини Мари-
чи, которая,
будучи раньше жестокой пожи-
рательницей
детей, постепенно превратилась
в заботливую
хранительницу их, сделавшись
духовной
спутницей Кувера, бога счастья.
Вспоминая об этих
благих эволюциях и доб-
рых стремлениях,
было указано на обычай, до
сих пор
существующий на Востоке. Ламы
всходят на
высокую гору и для спасения не-
ведомых путников
разбрасывают маленькие
изображения
коней, далеко уносимые вихрем.
В этом действии
есть благость и самоотрече-
ние.
На это любителю
Востока было сказано,
что Прокопий
Праведный в самоотверженно-
сти отвел
каменную тучу от родного города и
всегда на высоком
берегу Двины молился
именно за
неведомых плавающих. И было
указано, что и на
Западе многие подвижники
променяли,
подобно Прокопию, свое высокое
земное положение
на пользу мира. В этих под-
вигах, в этих
актах молитв "за неведомых, за
несказанных и
неписанных” имеется тот же
великий принцип
анонимности, того же позна-
ния преходящих
земных воплощений, который
так привлекателен
и на Востоке.
Любитель Востока
подчеркивал, что этот
принцип
анонимности, отказа от своего вре-
менного имени;
такое начало благостного, без-
вестного даяния
на Востоке проведены гораз-
до шире и глубже.
При этом вспомнили, что
художественные
произведения Востока почти
никогда не были
подписаны, так как даяние
сердца не
нуждалось в сопроводительной за-
писке.
На это ему было
замечено, что и все ви-
зантийские,
старые итальянские, старые ни-
дерландские,
русские иконы и прочие прими-
тивы также не
подписаны. Личное начало ста-
ло проявляться
позже.
Заговорили о
символах Всемогущества и
Всеведения – и
оказалось опять, что те же
самые символы
прошли через самые различ-
ные сознания.
Разговор продолжался, ибо
жизнь давала
неиссякаемые примеры. На
каждое указание с
Востока следовал и при-
мер Запада.
Вспомнили о белых керамиковых
конях, которые
кругами до сих пор стоят на
полях южной
Индии, и на которых, как гово-
рят, женщины в
тонких телах совершают по-
леты. В ответ
встали образы Валькирии и,
даже, современное
выделение астральных тел.
Вспомнили, как
трогательно женщины Индии
украшают каждый
день порог своего дома но-
вым узором –
узором благополучия и счас-
тья, но тут же
припомнили и все узоры, вы-
шитые женщинами
Запада во спасение доро-
гих их сердцу.
Вспомнили
Великого Кришну, благого па-
стуха, и,
невольно, сравнили с древним обра-
зом славянского
Леля, тоже пастуха, сходно-
го во всем с
индусским прототипом. Вспом-
нили песни в
честь Кришны и Гопи, и сопос-
тавили их с
песнями Леля, с хороводами сла-
вян. Вспомнили
индусскую женщину на Ган-
ге и ее светочи
во спасение семьи и сопоста-
вили с венками на
реке под Троицын день –
обычаем, милым
всем славянским арийцам.
Вспомнили
заклинания и вызывания кол-
дунов
Малабарского берега и совершенно та-
кие же действия и
у сибирских шаманов, и у
финских ведьм, и
у шотландских ясновидя-
щих, и у
краснокожих колдунов.
Ни океаны, ни
материки не изменяли сущ-
ности народного
понимания сил природы.
Вспомнили
Тибетскую некромантию и со-
поставили с
черной мессой Франции и с сата-
нистами Крита...
Противопоставляя
факты, незаметно нача-
ли говорить об
одном и том же. Кажущиеся
противоположения
оказались совершенно
одинаковыми
ступенями различных степеней
человеческого
сознания. Собеседники изум-
ленно
переглянулись – где же этот Восток и
где же этот
Запад, который так принято про-
тивопоставлять.
Третий,
молчаливый собеседник улыбнул-
ся. А где же
вообще граница Востока и Запа-
да, и не странно
ли, что Египет, Алжир и Ту-
нис, находящиеся
на юг от Европы, в обще-
принятом
представлении, считаются уже Во-
стоком. А лежащие
от них на Восток Балка-
ны и Греция
оказываются Западом.
Припомнилось, как
гуляя по берегу океа-
на в
Сан-Франциско с профессором литера-
туры, наблюдая
солнечный закат, мы спроси-
ли друг друга:
"Где мы, наконец,
находимся, на крайнем
западе или на
крайнем востоке?” Если Китай
и Япония по
отношению к ближневосточной
Малой Азии уже
считаются Дальним Восто-
ком, то,
продолжая взгляд в том же направ-
лении, не
окажется ли Америка с ее инками,
майями и
краснокожими племенами крайним
Востоком? Что же
тогда делать с Европой,
которая окажется
окруженной "востоками с
трех сторон?”.
Припомнили, что
во время русской рево-
люции финны
считали Сибирь своею, ссыла-
ясь на племенные
тождества. Припомнили,
что Аляска почти
сливается с Сибирью, и лик
краснокожего в
сравнении со многими монго-
лоидами является
поразительно схожим с ли-
ком Азии.
Как-то случилось,
что на минуту все суе-
верия и
предрассудки были отставлены про-
тивниками.
Представитель Востока заговорил
о Сторучице
православной церкви, и предста-
витель Запада
восхищался образами много-
рукой,
всепомогающей Куанин. Представи-
тель Востока
говорил с почитанием о золото-
тканном платье
итальянской Мадонны и чув-
ствовал глубокое
проникновение картин Дуч-
чио и
Фра-Анжелико, а любитель Запада
отдавал почтение
символам Всеокой, Всезна-
ющей Дуккар.
Вспомнили о Всескорбящей.
Вспомнили о
многообразных образах Всепо-
могающей и
Вседающей. Вспомнили, как мет-
ко вырабатывала
народная психология иконог-
рафию символов, и
какие большие знания ос-
тались сейчас
нечеткими под омертвелой чер-
тою. Там, где
ушло предубеждение, и забыл-
ся рассудок, там
появилась и улыбка.
Как-то облегченно
заговорили о Матери
Мира. Благодушно
вспомнили итальянского
кардинала,
который имел обыкновение сове-
товать
богомольцам: "Не утруждайте Хрис-
та Спасителя, ибо
Он очень занят; а лучше
обращайтесь к
Пресвятой Матери. Она уже
передаст ваши
просьбы, куда следует”.
Вспомнили, как один
католический свя-
щенник, один
индус, один египтянин и один
русский
занимались исследованиями знака
Креста, и каждый
искал значение креста в
свою пользу, но с
тем же всеобъединяющим
смыслом.
Вспомнили
мелькнувшие в литературе по-
пытки объединения
слова Христос и Кришна
и опять вспомнили
об Иоасафе и о Будде, но,
так как в этот
момент всеблагая рука Матери
Мира отстранила
все предубеждения, то и
беседа протекала
в мирных тонах.
Любители Востока
и Запада, вместо ко-
лючих
противопоставлений, перешли к стро-
ительному
восстановлению образов.
Один из
присутствующих вспомнил рас-
сказ одного из
учеников Рамакришны, каким
почитанием
пользовалась жена Рамакришны,
которую по
индусскому обычаю называли
матерью. Другой
распространил значение это-
го слова к
понятию "материя метрике”.
Образ Матери
Мира, Мадонны, Матери
Кали, Преблагой
Дуккар, Иштар, Куанин,
Мириам, Белой
Тары, Радж-Раджесвари,
Ниука – все эти
благие образы, все эти жер-
твовательницы
собрались в беседе, как доб-
рые знаки
единения. И каждая из них сказа-
ла на своем
языке, но понятном для всех, что
не делить, но
строить нужно. Сказала, что
пришло время
Матери Мира, когда прибли-
зятся к земле
Высокие Энергии, но в гневе и
в разрушительстве
эти энергии, вместо суж-
денного
созидания, дадут губительные взры-
вы.
В улыбке единения
все стало простым.
Ореолы Мадонны,
такие одиозные для пре-
дубежденных,
сделались научными физичес-
кими излучениями,
давным-давно известны-
ми человечеству
аурами. Осужденные раци-
онализмом
современности символы из сверхъ-
естественного
вдруг сделались доступными
исследованию
испытателя. И в этом чуде про-
стоты и познания
наметилось дуновение эво-
люции Истины.
Один из
собеседников сказал: "Вот мы
говорим сейчас о
чисто физических опытах –
а ведь начали,
как будто, о Матери Мира”.
Другой вынул из
ящика стола записку и про-
молвил:
"Современный индус, прошедший
многие
университеты, обращается так к Ве-
ликой Матери,
самой Радж-Раджесвари:
Если я прав,
Матерь, Ты все:
Кольцо и путь,
тьма и свет, и пустота,
Голод и печаль, и
бедность, и боль.
От зари до тьмы,
от ночи до утра,
и жизнь, и
смерть,
Если смерть
бывает – Все есть Ты.
Если Ты все это,
тогда и голод,
и бедность, и
богатство –
Только преходящие
знаки Твои.
Я не страдаю, я
не восхищаюсь,
Потому, что Ты –
все, и я, конечно, Твой.
Если Ты все это
показываешь смертным,
То проведи,
Матерь, меня через Твой свет
К Нему – к
Великой Истине.
Великая Истина
нам явлена только в Тебе.
И затем ввергни
куда хочешь мое
бренное тело.
Или окружи его
золотом богатства.
Я это не буду
чувствовать.
Ибо с Твоим
светом я познаю сущее,
Ибо Ты есть Сущее
– а я Твой.
Значит, я в
Истине!”
Третий добавил:
"В то же время на другом
конце мира поют:
Матерь Света в
песнях возвеличим.
А старые
библиотеки Китая и древне-сред-
неазиатских
центров хранят с далеких времен
гимны той же
Матери Мира”.
На всем Востоке и
на всем Западе живет
образ Матери
Мира, и глубокозначительные
обращения
посвящены этому высокому Об-
лику.
Великий Лик часто
бывает закрытым, и под
этими складками
покрывала, сияющего квад-
ратами
совершенства, не кажется ли тот же
Единый Лик общей
всем Матери Сущего!
Мир миру!
1928
|