Николай Рерих - художник и мыслитель
Меню сайта

Рейки
Рейки-Иггдрасиль. Получите 2 видеоурока и 1 ступень в подарок

Категории раздела
Это интересно [26]
О Николае Рерихе [4]
Сказки Николая Рериха [41]

Наш опрос
Лучшая серия картин Рериха
Всего ответов: 612

Заработай!

Гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Форма входа

Облако тегов

Главная » Статьи » Сказки Николая Рериха

Сказки Рериха ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ

ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ

(Из книги "Шамбала”)

Радж-Раджесвари – Всемогущая Матерь.

Тебе поет индус древности и индус наших

дней. Тебе женщины приносят золотые цве-

ты и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя

ими очаг дома. И помянув изображение Твое,

его опускают в воду, дабы ничье нечистое

дыхание не коснулось Красоты Мира. Тебе,

Матерь, называют место на Белой Горе, ни-

кем не превзойденное. Ведь там встанешь,

когда придет час крайней нужды, когда под-

нимешь Десницу Твою во спасение мира, и,

окружася всеми вихрями и всем светом, ста-

нешь, как столб пространства, призывая все

силы далеких миров.

Разрушаются старые храмы, раскалыва-

ются колонны, и в каменных стенах впились

снаряды недругов.

"В Гоа приставали португальские корабли.

На высоких кормах каравелл золотом свер-

кали изображения Мадонны, и Ее великим

именем посылались ядра в святилище древ-

ности. Португальскими снарядами раздроб-

лены колонны Элефанты.

La Virgen de los Conquistadores40.

В Севилье, в Альказаре, есть старая кар-

тина Алексо Фернандеса, носящая это назва-

ние. В верхней части картины, в сиянии обла-

ков небесного цвета, стоит Пресвятая Дева с

кроткой улыбкой, и под Ее широким плащом

собрана и охранена толпа завоевателей. Вни-

зу волнуется море, усеянное галеонами и ка-

равеллами, готовыми к отплытию в далекие

страны на чужие земли. Может быть это те

же корабли, которые будут громить святили-

ще Элефанты, и краткой улыбкой Всеблагая

Дева провожает завоевателей, точно и она

сама с ними восстала на разрушение чужих

накоплений. Это уже не грозный Илья Про-

рок или мужественный Михаил, постоянные

воины, но Сама Кроткая подвигнута в народ-

ном сознании к бою, точно бы Матери Мира

достойно заниматься делами человекоубий-

ства”.

Мой друг возмущается. Он говорит: "По-

смотрите, вот одна из самых откровенных кар-

тин. Читайте в ней всю современную психо-

логию. Посмотрите на это самомнение. Они

собрались захватывать чужое достояние и

приписывают Богоматери покровительство их

поступкам. Теперь сравните, насколько раз-

лично настроение Востока, где Благая Куа-

нин закрывает своим покрывалом детей, за-

щищая их от опасностей и насилия”.

Другой мой приятель защищает психоло-

гию Запада и тоже ссылается на изображе-

ние, как на истинный документ психологии

каждой современности. Он напоминает, как

в картинах Сурбарана или Холбейна Пресвя-

тая Дева закрывает своим покрывалом вер-

ных, к Ней прибегающих. Из изображений

Востока он приводит на память страшных ида-

мов, рогатых, увешанных ужасными атрибу-

тами. Он напоминает о пляске Дурги на че-

ловеческих телах и об ожерельях из черепов.

Но носитель Востока не сдается. Он ука-

зывает, что в этих изображениях нет личного

начала, что кажущиеся страшные признаки

есть символы необузданных стихий, зная силу

которых, человек понимает, что именно надо

ему одолеть. При этом любитель Востока ука-

зывает, что элементы устрашения применя-

лись всюду, и не меньшее пламя, и не мень-

шие рога демонов изображались в аду на фрес-

ках Орканья во Флоренции. Всякие ужасы в

изображениях Босха или сурового Гриневаль-

да могут поспорить со стихийными изображе-

ниями Востока. Любитель Востока ставил на

вид так называемую Турфанскую Мадонну и

предполагал в Ней эволюцию богини Мари-

чи, которая, будучи раньше жестокой пожи-

рательницей детей, постепенно превратилась

в заботливую хранительницу их, сделавшись

духовной спутницей Кувера, бога счастья.

Вспоминая об этих благих эволюциях и доб-

рых стремлениях, было указано на обычай, до

сих пор существующий на Востоке. Ламы

всходят на высокую гору и для спасения не-

ведомых путников разбрасывают маленькие

изображения коней, далеко уносимые вихрем.

В этом действии есть благость и самоотрече-

ние.

На это любителю Востока было сказано,

что Прокопий Праведный в самоотверженно-

сти отвел каменную тучу от родного города и

всегда на высоком берегу Двины молился

именно за неведомых плавающих. И было

указано, что и на Западе многие подвижники

променяли, подобно Прокопию, свое высокое

земное положение на пользу мира. В этих под-

вигах, в этих актах молитв "за неведомых, за

несказанных и неписанных” имеется тот же

великий принцип анонимности, того же позна-

ния преходящих земных воплощений, который

так привлекателен и на Востоке.

Любитель Востока подчеркивал, что этот

принцип анонимности, отказа от своего вре-

менного имени; такое начало благостного, без-

вестного даяния на Востоке проведены гораз-

до шире и глубже. При этом вспомнили, что

художественные произведения Востока почти

никогда не были подписаны, так как даяние

сердца не нуждалось в сопроводительной за-

писке.

На это ему было замечено, что и все ви-

зантийские, старые итальянские, старые ни-

дерландские, русские иконы и прочие прими-

тивы также не подписаны. Личное начало ста-

ло проявляться позже.

Заговорили о символах Всемогущества и

Всеведения – и оказалось опять, что те же

самые символы прошли через самые различ-

ные сознания. Разговор продолжался, ибо

жизнь давала неиссякаемые примеры. На

каждое указание с Востока следовал и при-

мер Запада. Вспомнили о белых керамиковых

конях, которые кругами до сих пор стоят на

полях южной Индии, и на которых, как гово-

рят, женщины в тонких телах совершают по-

леты. В ответ встали образы Валькирии и,

даже, современное выделение астральных тел.

Вспомнили, как трогательно женщины Индии

украшают каждый день порог своего дома но-

вым узором – узором благополучия и счас-

тья, но тут же припомнили и все узоры, вы-

шитые женщинами Запада во спасение доро-

гих их сердцу.

Вспомнили Великого Кришну, благого па-

стуха, и, невольно, сравнили с древним обра-

зом славянского Леля, тоже пастуха, сходно-

го во всем с индусским прототипом. Вспом-

нили песни в честь Кришны и Гопи, и сопос-

тавили их с песнями Леля, с хороводами сла-

вян. Вспомнили индусскую женщину на Ган-

ге и ее светочи во спасение семьи и сопоста-

вили с венками на реке под Троицын день –

обычаем, милым всем славянским арийцам.

Вспомнили заклинания и вызывания кол-

дунов Малабарского берега и совершенно та-

кие же действия и у сибирских шаманов, и у

финских ведьм, и у шотландских ясновидя-

щих, и у краснокожих колдунов.

Ни океаны, ни материки не изменяли сущ-

ности народного понимания сил природы.

Вспомнили Тибетскую некромантию и со-

поставили с черной мессой Франции и с сата-

нистами Крита...

Противопоставляя факты, незаметно нача-

ли говорить об одном и том же. Кажущиеся

противоположения оказались совершенно

одинаковыми ступенями различных степеней

человеческого сознания. Собеседники изум-

ленно переглянулись – где же этот Восток и

где же этот Запад, который так принято про-

тивопоставлять.

Третий, молчаливый собеседник улыбнул-

ся. А где же вообще граница Востока и Запа-

да, и не странно ли, что Египет, Алжир и Ту-

нис, находящиеся на юг от Европы, в обще-

принятом представлении, считаются уже Во-

стоком. А лежащие от них на Восток Балка-

ны и Греция оказываются Западом.

Припомнилось, как гуляя по берегу океа-

на в Сан-Франциско с профессором литера-

туры, наблюдая солнечный закат, мы спроси-

ли друг друга:

"Где мы, наконец, находимся, на крайнем

западе или на крайнем востоке?” Если Китай

и Япония по отношению к ближневосточной

Малой Азии уже считаются Дальним Восто-

ком, то, продолжая взгляд в том же направ-

лении, не окажется ли Америка с ее инками,

майями и краснокожими племенами крайним

Востоком? Что же тогда делать с Европой,

которая окажется окруженной "востоками с

трех сторон?”.

Припомнили, что во время русской рево-

люции финны считали Сибирь своею, ссыла-

ясь на племенные тождества. Припомнили,

что Аляска почти сливается с Сибирью, и лик

краснокожего в сравнении со многими монго-

лоидами является поразительно схожим с ли-

ком Азии.

Как-то случилось, что на минуту все суе-

верия и предрассудки были отставлены про-

тивниками. Представитель Востока заговорил

о Сторучице православной церкви, и предста-

витель Запада восхищался образами много-

рукой, всепомогающей Куанин. Представи-

тель Востока говорил с почитанием о золото-

тканном платье итальянской Мадонны и чув-

ствовал глубокое проникновение картин Дуч-

чио и Фра-Анжелико, а любитель Запада

отдавал почтение символам Всеокой, Всезна-

ющей Дуккар. Вспомнили о Всескорбящей.

Вспомнили о многообразных образах Всепо-

могающей и Вседающей. Вспомнили, как мет-

ко вырабатывала народная психология иконог-

рафию символов, и какие большие знания ос-

тались сейчас нечеткими под омертвелой чер-

тою. Там, где ушло предубеждение, и забыл-

ся рассудок, там появилась и улыбка.

Как-то облегченно заговорили о Матери

Мира. Благодушно вспомнили итальянского

кардинала, который имел обыкновение сове-

товать богомольцам: "Не утруждайте Хрис-

та Спасителя, ибо Он очень занят; а лучше

обращайтесь к Пресвятой Матери. Она уже

передаст ваши просьбы, куда следует”.

Вспомнили, как один католический свя-

щенник, один индус, один египтянин и один

русский занимались исследованиями знака

Креста, и каждый искал значение креста в

свою пользу, но с тем же всеобъединяющим

смыслом.

Вспомнили мелькнувшие в литературе по-

пытки объединения слова Христос и Кришна

и опять вспомнили об Иоасафе и о Будде, но,

так как в этот момент всеблагая рука Матери

Мира отстранила все предубеждения, то и

беседа протекала в мирных тонах.

Любители Востока и Запада, вместо ко-

лючих противопоставлений, перешли к стро-

ительному восстановлению образов.

Один из присутствующих вспомнил рас-

сказ одного из учеников Рамакришны, каким

почитанием пользовалась жена Рамакришны,

которую по индусскому обычаю называли

матерью. Другой распространил значение это-

го слова к понятию "материя метрике”.

Образ Матери Мира, Мадонны, Матери

Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Куанин,

Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари,

Ниука – все эти благие образы, все эти жер-

твовательницы собрались в беседе, как доб-

рые знаки единения. И каждая из них сказа-

ла на своем языке, но понятном для всех, что

не делить, но строить нужно. Сказала, что

пришло время Матери Мира, когда прибли-

зятся к земле Высокие Энергии, но в гневе и

в разрушительстве эти энергии, вместо суж-

денного созидания, дадут губительные взры-

вы.

В улыбке единения все стало простым.

Ореолы Мадонны, такие одиозные для пре-

дубежденных, сделались научными физичес-

кими излучениями, давным-давно известны-

ми человечеству аурами. Осужденные раци-

онализмом современности символы из сверхъ-

естественного вдруг сделались доступными

исследованию испытателя. И в этом чуде про-

стоты и познания наметилось дуновение эво-

люции Истины.

Один из собеседников сказал: "Вот мы

говорим сейчас о чисто физических опытах –

а ведь начали, как будто, о Матери Мира”.

Другой вынул из ящика стола записку и про-

молвил: "Современный индус, прошедший

многие университеты, обращается так к Ве-

ликой Матери, самой Радж-Раджесвари:

Если я прав, Матерь, Ты все:

Кольцо и путь, тьма и свет, и пустота,

Голод и печаль, и бедность, и боль.

От зари до тьмы, от ночи до утра,

и жизнь, и смерть,

Если смерть бывает – Все есть Ты.

Если Ты все это, тогда и голод,

и бедность, и богатство –

Только преходящие знаки Твои.

Я не страдаю, я не восхищаюсь,

Потому, что Ты – все, и я, конечно, Твой.

Если Ты все это показываешь смертным,

То проведи, Матерь, меня через Твой свет

К Нему – к Великой Истине.

Великая Истина нам явлена только в Тебе.

И затем ввергни куда хочешь мое

бренное тело.

Или окружи его золотом богатства.

Я это не буду чувствовать.

Ибо с Твоим светом я познаю сущее,

Ибо Ты есть Сущее – а я Твой.

Значит, я в Истине!”

Третий добавил: "В то же время на другом

конце мира поют:

Матерь Света в песнях возвеличим.

А старые библиотеки Китая и древне-сред-

неазиатских центров хранят с далеких времен

гимны той же Матери Мира”.

На всем Востоке и на всем Западе живет

образ Матери Мира, и глубокозначительные

обращения посвящены этому высокому Об-

лику.

Великий Лик часто бывает закрытым, и под

этими складками покрывала, сияющего квад-

ратами совершенства, не кажется ли тот же

Единый Лик общей всем Матери Сущего!

Мир миру!

1928

Категория: Сказки Николая Рериха | Добавил: nefertari (25.05.2011)
Просмотров: 1397 | Теги: Шамбала, Сказки Рериха ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Фотоальбом

Заработай!

Руна дня

Руна дня



© « Astral-Vision»

Новое на сайте

Поиск


Copyright MyCorp © 2024