Николай Рерих - художник и мыслитель
Меню сайта

Рейки
Рейки-Иггдрасиль. Получите 2 видеоурока и 1 ступень в подарок

Категории раздела
Это интересно [26]
О Николае Рерихе [4]
Сказки Николая Рериха [41]

Наш опрос
Лучшая серия картин Рериха
Всего ответов: 612

Заработай!

Гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Форма входа

Облако тегов

Главная » Статьи » Сказки Николая Рериха

Сказки Рериха. РИШИ

РИШИ

С отвесных скал, как серебряные нити не-

бесные, сверкали водопады. Светлые брызги

ласкали камни с древними надписями об Ис-

тине. Разны камни, различны знаки надпи-

сей, но все они о той же Истине. Садху70 при-

пал губами к камню и пьет благодатные водо-

падные капли. Гималайские капли!

На богомолье в Трилокнат, к древней свя-

тыне тянутся вереницы садху и лам. От раз-

ных путей вместе идут они. Кто с трезубцем,

кто с тростью бамбука, а кто и вовсе безо все-

го, и без одежды, совершает духовное хожде-

ние. Снега перевала Ротанга им нипочем.

Все ли хороши? Все ли вышнедуховны? Но

ведь и ради одного праведника Град бывает

помилован. Уж простите, ходим по-хорошему.

Идут богомольцы, знают, что здесь жили

Риши и Пандавы71. Здесь Беас или Виас72,

здесь Виаса-кунд – место исполнения жела-

ний. Здесь Риши Вьяса собирал Махабхара-

ту.

Не в предании, но в яви жили Риши. Их

присутствие оживляет скалы, увенчанные лед-

никами, и изумрудные пастбища яков, и пе-

щеры, и потоки гремящие. Отсюда посыла-

лись духовные зовы, о которых через все века

помнит человечество. В школах заучивают их,

на всякие языки переводят, но кристалл на-

копленный их наслоился на скалах Гималайс-

ких.

Здесь и Риши Вьяса, составитель Махаб-

хараты; и Риши Васишта, открывший целеб-

ные источники; и Риши Капила, уничтожив-

ший зло смертным глазом; и Риши Гаутама, и

Пахари Баба, и Гуга Коган, и Нар Синг –

каждый с целым эпосом подвигов во Благо.

Здесь отдыхали Пандавы от трудов бранных.

Здесь и подземный ход Арджуны из Кулу в

Маникарн. Здесь и Чандра-Бхага, издавна

ознаменованная в Пуранах. Здесь и страна

Хахор, и священные книги, сокрытые от го-

нений нечестивого царя Ландармы. Шепчут

ведуны, что воплотился он в Тибете.

"Где же найти слова о Творце, если вижу

несравненную красоту Гималаев”,–так поет

Индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по

перевалам путников духа наслоилось то, что

не смоют ливни, и не испепелят молнии. Иду-

щий к добру благословен на всех путях. Тро-

гательны повести о том, как встречались пра-

ведники разных народов. В бору деодары ка-

саются под ветром вершинами. Так и все вер-

шинное встречается, не поражая и не вредя.

Когда-то споры решались единоборством, а

соглашения – беседою глав. Как девидары со-

вещались между собою. И слово-то какое

милое, девидар73 – дар Божий. И названо все

непросто, ибо целебна смола девидаров. Де-

видар, мускус, валериана, роза и вся прочая

благая аптека Риши. Хотели отменить ее мно-

жеством открытий и, все-таки, опять обраща-

ются к основам.

Сказка ли о чудесном камне? Но ведь вы

знаете, что это не сказка. Знаете, как прихо-

дит камень. Сказка ли единорог74 геральдии?

Но ведь вы знаете о непальской однорогой

антилопе.

Сказка ли Риши? Герой духа – не сказка,

и это знаете вы.

Вот снимок человека, неповредимо идуще-

го через огонь. Это уже – не россказни, но

неоспоримый снимок, снятый начальником

полиции Пондишери. Очевидцы расскажут

вам о таких же огненных испытаниях и в Мад-

расе, и в Люкноу, и в Бенаресе. И не только

сам садху проходит без вреда по пылающим

углям, но он ведет за собой и желающих, за

него держащихся.

Вот в Ганге у Бенареса сидит садху на воде

в священной позе. Скрещенные ноги его при-

крыты водными струями. Народ сбегается к

берегу и дивится на святого человека. Там же

на остриях железных гвоздей, как на мягкой

постели, лежит другой садху, и на лице его нет

и тени страдания или неудобства.

Вот садху, заживо погребенный на многие

дни; вот еще садху, без вреда принимающий

яды. Вот лама летающий; вот лама, посред-

ством "то-мо” саморазвивающий жар среди

снегов и ледников вершинных; вот лама, по-

ражающий смертным глазом пса бешеного.

Степенный лама из Бутана повествует, как в

бытность его в Тибете, в области Тцанг, один

лама просил перевозчика переправить его че-

рез Тцам-по без платы, но лукавый лодочник

сказал ему: "Перевезу, если докажешь, что ты

великий лама. Вон бежит всем опасный бе-

шеный пес, – порази его!”. Лама же ничего

не ответил, посмотрел на бегущего пса, под-

нял руку, произнес несколько слов, и пес упал

мертвым! Так видел бутанский лама. О таком

же "смертном глазе”, о "глазе Капилы” при-

ходилось слышать не раз и в Тибете, и в Ин-

дии. А на карте, изданной в семнадцатом веке

в Антверпене с ведома католического духо-

венства, значится страна Шамбала.

Как и на карте Антверпена, и на снимке

начальника полиции Пондишери, так же и в

показаниях лам, мелькают те же разбросан-

ные части одного великого Познания.

Если один может идти по огню, а другой

сидеть на воде, а третий подниматься на воз-

духе, а четвертый покоиться на гвоздях, а пя-

тый поглощать яды, а шестой поражать взгля-

дом, а седьмой безвредно лежать под землею,

то ведь некто может собрать в себе все эти

крупицы познания. И так может преобороть-

ся препятствие низшей материи! И не в ка-

ких-то дальних сказочных веках, но теперь,

здесь, где испытываются и космические лучи

Милликена!

Но все это еще не Риши. О Риши, о вели-

ких душах Шри Васванк говорит замечатель-

но. Этот светлый проповедник блага и духов-

ный водитель, голосу которого очень внима-

ют, замечает: "Благословен народ, вожди ко-

торого следуют за мыслителями, мудрецами,

провидцами. Благословен народ, получающий

вдохновение от своих Риши. Риши преклоня-

ются лишь перед Истиной, не перед обычаем,

условностями или признанием толпы. Риши

суть великие повстанцы человечества. Они

низвергают наши Культы удобства. Они –

великие несоглашатели истории. Не косность,

но Истина их завет. Нам нужны сейчас эти

восставшие духом во всех областях жизни –

в религии, в государстве, в образовании, в об-

щественной жизни.” ("Заря”, Июнь 1932).

Слова замечательные! Не все Риши по

огню ходили, и не все заживо хоронили себя,

но каждый из них вносил целую духовную

область во Благо мира. Каждый из них, как

Бодхисатва, владея мастерством, укреплял

новое завоевание прогресса!

174

Каждый из нас на своем языке произно-

сил священную клятву о построении мира об-

новленного, возвышенного, утонченного, ук-

рашенного!

Ради одного праведника целый Град бы-

вал помилован. Этими маяками, громоотво-

дами, твердынями Блага стояли Риши. Раз-

ных народов, разных вер, разных веков на

Единого Духа, во спасение и восхождение

всех!

По огню ли пришел бы Риши, приплыл ли

на камне, прилетел ли в вихре, но поспешал

всегда во Благо общее. Молился ли Риши на

вершинах или на высоком берегу реки, или в

пещере зарослей, он посылал моление о всех

неведомых, незнаемых, труждающихся, боле-

ющих, трудно ходящих!

Посылал ли Риши белых коней во спасе-

ние незнаемых путников или благословлял

неведомых мореходов, или хранил Град во

нощи, он всегда стоял столпом светоносным

для всех, без осуждения, без утушения огня.

Без осуждения, без взаимоподозрения, без

взаимоослабления шли Риши на гору, на веч-

ную гору Меру.

Перед нами путь на Кайлас. Высится одно

из пятнадцати священных чудес, исчисленных

в книгах Тибета. Гора Колокола. По острым

кряжам ходят к вершине ее. Стоит она поверх

последнего можжевельника, поверх всех жел-

тых и белых складок нагорных. Тут ходил и

Падма Самбгава, о том говорит древний мо-

настырь Гандо-Ла. Именно здесь пещеры

Миларепы. И не одна, но многие освящен-

ные именем отшельника, слушавшего перед

зарею голоса дэв. Здесь же и духовные твер-

дыни Гаутама Риши. Недалеко и легенды,

сложенные около Пахари Баба. Ходили тут

многие Риши. И тот, который дал горе зову-

щее имя колокола, тоже думал о колоколе для

всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!

Здесь жили Риши во Благо Вселенское!

Когда же на горных путях встречаются

Риши, они не спрашивают друг друга: отку-

да? От Востока ли, от Запада, от Юга, от

Севера? Ясно одно: за Благом и от Блага. А

сердце возвышенное, утонченное, пламенею-

щее знает, где Оно и в чем Оно – Благо.

В караване спутники начали спорить и об-

суждать качества различных Риши. Но седой

пилигрим указал на снежные вершины в кра-

соте сияющие, сказав:

"Нам ли судить о качествах этих вершин?

Можем лишь в недосягаемости восхищаться

их великолем!”

"Сатьям, Шивам, Сундарам!”

Кейланг, 1932

"В чем истина веков – в законах и при-

казах или в пословицах и в сказках?” В пер-

вых – воля напряжена, а во вторых – че-

канка мудрости.

Самая краткая пословица полна звуча-

ний местности и века. А в сказке, как в кла-

де захороненном, сокрыта вера и стремле-

ния народа. Пословица может быть скорб-

ною, но она не будет разрушительной, так-

же точно не бывает мерзких сказок, как и

отвратительных песен. И пословица, и

сказка – к добру. А истоки приказа различ-

ны. Сколько приказов выдыхается и скоро

испаряется. Но попробуйте искоренить

пословицу или легенду. Хоть в подземелье

уйдут, а затем снова вынырнут.

"Сумей схватить за хвост самого ма-

ленького черта, и он укажет, где притаил-

ся его наибольший”, – эта старая китайс-

кая пословица указывает на значение ма-

лейших подробностей для открытия глав-

ного. Действительно, самая заботливая

подробность будет лучшим ключом к под-

вигу великому. Ошибочно думают, что

подробности незначительны для пути вос-

хождения. Даже самые прекрасные героичес-

кие действия покоились на подробностях,

вовремя предусмотренных. Как вниматель-

но замечает все камни следующий за учи-

телем. Не минует его ничто постороннее.

Лишь плохой ученик скажет: "Учитель, я

в восхищении разбил себе нос”. Такая несо-

измеримость лишь покажет, насколько

ученик далек от зоркости. Пословица ки-

тайская имеет и другое значение. Самый

большой преступник лучше всего познает-

ся по самым малым подробностям поведе-

ния.

Замечательно наблюдать тонкость и

верность подробностей в пословицах, леген-

дах и сказках. Конечно, иногда в неточном

переводе что-то может и показаться из-

лишним и тяжеловесным, но стоит обра-

титься к первоисточнику, как вы увиди-

те, что старинная пословица "из песни сло-

ва не выкинешь” имеет глубокое значение,

и не только не выкинешь, даже и не пере-

ставишь. И с этой точки зрения необык-

новенно поучительно наблюдать кован-

ность народного языка. Как лучшие зерна

отсеиваются повторным провеиванием,

так в горниле веков выковывается язык

народной мудрости.

Во всех веках и народах всегда будут

краткие периоды, в которые будут спесиво

отринуты эти накопления. Как клады, вре-

менно уйдут они под землю. Как в запре-

щенных катакомбах, останется лишь ше-

пот молитв. Так где-то и, все-таки, в пол-

ной бережливости сохранятся знаки народ-

ной наблюдательности, и опять их доста-

нут из тайников. Опять с обновленным

рвением будут изучать. И опять именно

из этих неисчерпаемых источников обно-

вятся основы культуры.

Какие-то вдумчивые исследователи

опять углубятся в познание и смысла, и

формы старинных наследий. Будут опять

любоваться изысканными подробностями

этих форм, таких кованых, таких чекан-

ных, рожденных в долготерпении бывших

ритмов жизни.

Именно хочется подчеркнуть, что в

этих старинных наследиях и смысл, и сама

форма построений может доставить оди-

наковую радость исследователю. Люди по-

верхностные, может быть, что-то ска-

жут о старообразном языке, но настоящий

вскрыватель рун, пытливый ученый будет

любоваться, как замечательно, и просто,

и уместно поставлены определения, и в ка-

ких сочетаниях выявлено наибольшее уда-

рение, обращающее внимание там, где нуж-

но.

Возьмите любую старинную пословицу

и попробуйте начать в ней переставлять

слова. Вы увидите, что от таких упраж-

нений потеряется много смысла. Нам при-

ходилось видеть множество переводных

искажений. Только в самое последнее время

языки начинают изучаться без предубеж-

дений, и потому даже в известных памят-

никах старины новые переводы открывают

новые замечательные подробности. Даже

сами исторические имена претерпевали в

различных переводах такое многообразие

выражений, что подчас даже трудно при-

знать, что речь идет о том же самом лице

или месте. Особенно повинны были в этих

условиях учебники средних школ. Множе-

ство детей в спешном прохождении курса

подчас усваивало такие наименования, ко-

торые потом, в зрелых годах, попадались

им в совершенно другом выражении, что

порождало лишь ненужные осложнения.

Но сейчас во многих отраслях науки мы

обращаемся к первоисточникам вполне доб-

рожелательно и пытливо. Вдумчивое изу-

чение поможет опять оценить множество

характернейших, мельчайших подробнос-

тей и определений.

А что же может быть глубже и полнее,

как не наблюдение и за самой мыслью, и за

способом построения её? Недаром люди го-

ворят об искусстве мышления. Именно в

мыслительном построении выражается то

же общее понятие творчества. Как сказа-

но, как сделано, как помыслено – все это

является источником восхищения каждо-

го наблюдателя; а теперь столько прихо-

дится говорить об утрате качества во всей

жизни, что именно качество всех построе-

ний особенно примечательно.

Все проблемы, требующие спешного раз-

решения, нуждаются в высоком качестве

выражения. Знаменитое "кое-как” – более

чем неуместно. Каждый должен понимать

всю ответственность за способ своего

мышления и действия. Не будем думать,

что способ мышления неважен; как во всем

творчестве, способ, техника имеют огром-

ное значение. Картина только тогда убе-

дительна, когда вся она построена беспере-

менно; когда зритель чувствует, что ина-

че и быть не могло, что данное ему именно

так сложено, как нужно. Для этой убеди-

тельности какая нужна наблюдатель-

ность всех подробностей!

Какая чудесная школа убедительности

заключена в исконном творчестве народов,

в анонимном, характерном и всегда живом.

Н. К. Р е р и х

"ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ”

3 января 1935

Категория: Сказки Николая Рериха | Добавил: nefertari (25.05.2011)
Просмотров: 965 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Фотоальбом

Заработай!

Руна дня

Руна дня



© « Astral-Vision»

Новое на сайте

Поиск


Copyright MyCorp © 2024