Николай Рерих - художник и мыслитель
Меню сайта

Рейки
Рейки-Иггдрасиль. Получите 2 видеоурока и 1 ступень в подарок

Категории раздела
Это интересно [26]
О Николае Рерихе [4]
Сказки Николая Рериха [41]

Наш опрос
Лучшая серия картин Рериха
Всего ответов: 612

Заработай!

Гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Форма входа

Облако тегов

Главная » Статьи » Сказки Николая Рериха

Сказки Рериха МЕЧ ГЕСЕР ХАНА (Лахуль)(Часть2)

МЕЧ ГЕСЕР ХАНА

(Лахуль)(Часть2)

Тут и гора "духовного от-

дохновения”, тут и пик М.45, тут и манящие

пути и на Ладак, и к священному Кайласу.

Танцы лам. Незнающий называет их "Чер-

товыми плясками”. "Бросьте эту глупую клич-

ку! Танцы лам имеют глубокое символическое

значение”. "А как же рога?”. "Покровители

животного царства и повелители стихий име-

ют этот символ, да не имеют ничего общего с

бесами. Скоро и лучи Моисея примете за рога,

ох, уж это незнание!”. Танцы, после долгого

ритуала, полного вековых движений, закон-

чились мистерией, посвященной черноголово-

му ламе, поразившему нечестивого царя Лан-

дарму, жестокого гонителя веры.

Древнее урочище Карга. Остатки старин-

ного укрепления. Чертены, менданги, выло-

женные камнями с молитвенными надписями.

Говорят, здесь же и старинные могилы, но рас-

копку не ведем, чтобы не войти в контроверзу

с археологическим управлением. Главное вни-

мание привлекают многочисленные рисунки

на скалах. Опять бараны и лучники. Очень

древние. Лама Мингиюр с гордостью зовет к

камню, на котором изображение меча. Вот

почему задумывалась картава "Меч Гесер

Хана”. Где же мы видели эти характерные

формы меча-кинжала? Видели их в Минусин-

ске, видели на Кавказе, видели во многих сар-

матских и кельтских древностях. Все к тем же

соображениям, к переселению народов ведет

этот меч, так отчетливо запечатленный на

древней, веками заполированной, коричнево-

пурпурной поверхности камня. Знак ли бит-

вы, знак ли мужественного прохождения?

Или забытая граница? Победа?

Тут же и легенда о воинах Гесер Хана, при-

шедших издалека и осевших здесь. Они же

принесли и первую косточку персика. Конеч-

но, это не монголы, дошедшие до Лахула в

семнадцатом веке... Народная память бере-

жет что-то гораздо более древнее и значитель-

ное.

А напротив, за рекою, высоко на скале

древнейшей монастырь края Гандо-Ла, осно-

ванный самим Падмою Самбгавою. Древ-

ность седьмого, восьмого века. Старые зову-

щие места.

А вот и старый Пинцог, певец-сказитель

саги о Гесер Хане. Сидит степенно на полу

моей мастерской и сказывает, а затем и поет

речитативом стих о великом герое Ладака,

Тибета, Китая. Не от шестого ли века сложил-

ся этот напев, и не от того же ли времени важ-

ные жесты певца. Кто может заподозрить в

поношенной внешности Пинцога ритмичную

плавность жеста и изысканные вариации им-

провизаций напева. Все отмечено: как соби-

рается герой противу врагов, как он раньше

похода принимает мудрые советы сестры отца

своего, как он готовит оружие... Пинцог мыс-

ленно, наглядно и осматривает доспех, и на-

тягивает лук, и точно примечает врага на го-

рах. "А знаете ли вы здесь, что в Каме есть

палаты Гесер Хана, где вместо балок лежат

несметные мечи воинства Гесер Хана?”. "Не

только в Каме, но и в Цанге воины Гесера сло-

жили такой памятник”,–вставляет слово при-

молкший лама. В один раз певцу не сказать

всех Гесера подвигов. Нужно сказать и о муд-

рой жене героя – Бругуме. Нужно не забыть

сподвижников и все победы несокрушимого

защитника правды. Чего не услышишь в го-

рах, в Тибете, в Индии! Газеты только что пи-

сали о человеке, плававшем по Джумне, дер-

жась за хвост тигра. И это – вовсе не сказка.

Доктор Индус пишет нам, что рак, это ра-

стущее бедствие человечества, совершенно

неизвестен на Гималайских высотах.

Из Таши Лунпо лама доктор приносит ти-

бетские лекарства, среди них и средства от

рака. Вспоминаем официальные удостовере-

ния успешного лечения рака покойным буря-

том доктором Бадмаевым. Лама Мингиюр

сообщает о съедобных корнях, находимых в

лесах Гималайских, обещает достать их. От

нашего друга полковника приходят сведения

о том, что рабочие капитана Б. всю ночь были

тревожимы появившимся великаном, который

так напугал их, что они убежали с работы. К

этому лама замечает, что и в Сиккиме извест-

ны случаи появления подобных великанов,

вестников Дармапалы, посылаемых с предуп-

реждениями или для предотвращения злобных

действий. Так разнообразна жизнь.

Вот и дом такура46 из Колонга, Пратапа

Чанда или, по-тибетски, Санге Дава. Старое

здание по образцу тибетских укрепленных

дворов. Хозяин и хозяйка встречают у входа.

Слуги сверкают серебром и китайскою пар-

чою. Гремят трубы лам. Прежде всего, зовут

на торжественную службу в домашнюю мо-

лельную. Много семейных реликвий. Много

отличных танок. Тут и Шамбала47, и Ригден

Джапо48, и Миларепа, и многие подвижники.

Служение идет по буианскому обряду. Затем

показываются не только драгоценности, но и

книги, и доски для печатания. Это – не про-

стой дом: такур – глава края, и в семье много

накоплений. Конечно, кончается тибетским

чаем и цампою. Тут же завязывается сговор о

постройке дома. Говорят: "Честь вам, если ве-

ликие люди приехали из больших мест в наше

малое место”.

И опять течет речь об изображениях на

скалах, о нечитаемых надписях, о каменных

могилах и о сокрытых книгах священных.

Кроме мест в долине Кулу называется еще

место около Трилокната, где, по преданию,

скрыты книги во время гонений свирепого

Ландармы. Есть на горах и развалины каких-

то древних жилищ. Говорится, что, когда при-

шли воины Гесер Хана, то старые лахульцы

ушли на вершины. От белого царя ушла Чудь

под землю на Алтае, а жители Лахула – на

вершины. В историческом и археологическом

отношении край мало исследован. Картина

"Менгиры в Гималаях” будет напоминать о

менгиро подобных камнях, утверждаемых с

древнейших времен и до наших дней на гор-

ных перевалах. Обычай этот имеет несомнен-

ную связь с древними менгирами Тибета, от-

крытыми нашей экспедицией в 1928 г., по-

добными менгирам Карнака.

Картина "Три меча” пусть изображает

древний рисунок на камне вблизи Кейланга,

главного города Лахула. Лахуль, в испорчен-

ном произношении, означает южный Тибет.

Местные изображения на скалах и камнях

достойны изучения.

Ладак, Дартистан, Балтистан, Лахуль,

Трансгималаи, часть Персии, Южная Сибирь

(Иртыш, Минусинск) изобилуют разнооб-

разными сходными в техническом отношении

изображениями, невольно напоминающими

скалы Богуслана и изображения остготов и

прочих великих переселенцев.

Изображения Ладака, Лахула и всех Ги-

малайских нагорий распадаются на два глав-

ных типа. Тип Буддийский, дошедший и до

нашего времени в виде изображения свасти-

ки (как буддийской, так и обратной Бон-по),

Льва Коней Гесер Хана, реминозных надпи-

сей, чертенов и прочих предметов культа.

Другой тип изображений, дошедший из

времен более древних, в связи с добуддийс-

ким Бон-по и прочими культами огня, еще бо-

лее увлекателен по своей загадочности, по сво-

ему своеобразному друидизму, так интерес-

ному в связи с изучением великих переселе-

ний.

Главный сюжет этих изображений (частью

воспроизведенных в трудах д-ра Франке,

1923) – горный козел, являвшийся символом

огня. Среди изображений этих по технике

можно различить целый ряд наслоений – от

древних (сходных со шведскими hallristingor49),

до новейших, доказывающих внутреннее су-

ществование какого-то культа.

Кроме горных козлов во всевозможных

комбинациях, можно видеть изображения сол-

нца, руки, танцы ритуальных фигур и прочие

знаки давнего фольклора. Этот тип изобра-

жений с древнейшими традициями дает лю-

бопытные изучения.

К прочим изображениям нам удалось при-

бавить еще два ранее не указанных. В урочи-

ще Карга и около самого Кейланга (Лахуль)

найдены нами изображения мечей. Значение

этих изображений загадочно, но особенно ин-

тересно, что форма их совершенно совпадает

с формою бронзовых мечей и кинжалов Ми-

нусинского сибирского типа, так характерных

для первых великих переселенцев. Не будем

делать ни предположений, ни, тем более, вы-

водов, но занесем эту поучительную подроб-

ность как еще одну путеводную веху. Не за-

будем, что старый католический миссионер

сообщал, что место Лхассы называлось Гота.

Развалины древних храмов Кашмира по-

разительно напоминают основы аланских по-

строений, так расцветшие в формах "романс-

кого стиля”. Де Ла Балле Пуссен сообщает

об иноземцах, строителях храмов Кашмира.

При этом Стен Конов указывает на принад-

лежность Ирилы к племени Гаты, что, по его

заключению, означает Готы. Все такие знаки

очень полезны в теме о великом переселении

народов.

Телеграмма из Ле. Экспедиция Институ-

та пришла благополучно. В караване ни бо-

лезней, ни потерь. Коллекции превосходны.

Так и думали, что Ладак не разочарует наших

собирателей. Опять предстоят поучительные

опыты. Кто же не зажжется чудесами Гима-

лаев?

Откуда же происходит эта необыкновен-

ная заманчивость путей Азиатских? Горы ус-

тановились не преграждающими великанами,

а зовущими путевыми вехами. Из-за вершин

сверкает сияние Гималайского снежного цар-

ства. Местные люди, те, которые слышали о

чем-то, почтительно указывают на эти сияния.

Ведь оно сверкает от труда, из самой башни

великого Ригден-Джапо, неустанно трудяще-

гося во благо человечества.

А вот и редкое изображение самого Вели-

кого Гесер Хана. Около воителя собраны зна-

ки его перевоплощений и все то памятное, что

не должно быть забыто в этой великой эпо-

пее. На ступенях трона стоят тибетские сапо-

ги. Ведь это те самые-сапоги-скороходы, от-

меченные в подвигах Гесер Хана. Но стоят они

близко – это значит, что великий воитель

нового мира уже готов к подвигу. Скоро он

войдет.

Кейланг, 1931

Категория: Сказки Николая Рериха | Добавил: nefertari (26.05.2011)
Просмотров: 2030 | Теги: Сказки Рериха МЕЧ ГЕСЕР ХАНА (Лахул | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Фотоальбом

Заработай!

Руна дня

Руна дня



© « Astral-Vision»

Новое на сайте

Поиск


Copyright MyCorp © 2024