Николай Рерих - художник и мыслитель
Меню сайта

Рейки
Рейки-Иггдрасиль. Получите 2 видеоурока и 1 ступень в подарок

Категории раздела
Это интересно [26]
О Николае Рерихе [4]
Сказки Николая Рериха [41]

Наш опрос
Лучшая серия картин Рериха
Всего ответов: 609

Заработай!

Гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Форма входа

Облако тегов

Главная » Статьи » Сказки Николая Рериха

Сказки Рериха ЛЕГЕНДА АЗИИ

ЛЕГЕНДА АЗИИ

Время от времени ко мне доходят нелепые

слухи о том, что будто бы среди наших хож-

дений по Азии мною открыт какой-то подлин-

ный документ, чуть ли не от времен Христа.

Не знаю, кому нужно, и с какой целью выду-

мывать эту версию, но, со своей стороны, мне

хотелось бы утвердить мою точку зрения на

этот замечательный предмет, занявший умы

не только христианского, но и мусульманско-

го, и буддийского, и индусского миров.

Каждый, соприкасавшийся с различными

народами Азии, действительно, в часы сер-

дечности и доверия, слышит многообразные,

но всегда благостные сказания о великом

Иссе, о Божественном, о Величайшем, о Про-

роке, о Лучшем из сынов человеческих – каж-

дый по-своему, все о том же, близком сердцу

его. Все знают, что существует обширная ли-

тература, связанная с именем Христа в Азии,

как по Несторианским, так и по мусульманс-

ким и индусским источникам. Много написа-

но о Христе и о Кришне, много известно о,

так называемых, христианах Св. Фомы.

Длинны и прекрасны сказания и песни Каш-

мира и всего Туркестана о великом Иссе.

Мусульмане хотят иметь гробницу Хрис-

та в Шри-нагаре и мазар Богоматери около

Кашгара. Опять-таки, каждый по-своему и

все о том же. Мусульмане нам говорили, что

они всеми мерами ищут все списки сказаний о

Христе и готовы заплатить за них любую цену.

Не буду приводить все те многочисленные

книги, часто написанные духовными лицами

христианства, о "Христе в Исламе”, все Аг-

рафы, трактующие о Христе в Персии и Ин-

дии.

Действительно, и на юге Индии вы може-

те слышать замечательные слова индуса о

Христе. И Виве-Кананда в Бенгалии нахо-

дит в себе незабываемую этому характерис-

тику; и Шри Васвами в Синде говорит слу-

шателям своим о заветах Иисуса. Тибетский

лама, вместе со священными своими книгами,

полагает в субургане заветы Христа; и сартс-

кий бакша тоже славословит по пустыням; и

князь карашарский удивляет вас знанием мно-

гих летучих сказаний.

Среди многообразной литературы статьи

сэра Лалубай Самладаса, и пресловутая кни-

га Нотовича, вероятно, составлены по разным

сказаниям. Конечно, было бы гораздо ценнее,

если бы отрывочные сказания были сохране-

ны, хотя бы и несвязно, но в своем недлинном

характере. Об этом очень хорошо замечает

архимандрит, написавший к этой книге заме-

чания свои.

В "Алтай Гималаях”, говоря о Кашмире,

вспоминалась арабская песнь "Когда Хрис-

тос возносился, славословили все узревшие”.

И указывалась Кашмирская песнь; "Славос-

ловят Христа в лучших словах. Превыше был

Он солнца и луны”. Итак, на красном ковре

восемь мусульман, никем не принуждаемые,

славят Христа до полуночи.

Там же указывалось: "Заметны намеки о

втором посещении Христом Египта. Спраши-

вают, почему Христос не мог быть и в Ин-

дии? Кто усумнится, что легенды о Христе

существуют в Азии, тем покажет, что ему не-

знакомо огромное влияние Несториан по всей

Азии; и какое множество апокрифических ле-

генд они распространили от древнейших вре-

мен”. "Никогда не откроются источники ле-

генд этих. Но если даже они произошли от

Несторианских апокрифов, то как поучитель-

но видеть их живое распространение и глубо-

кое к ним внимание. Знаменательно слушать,

как местный индус повествует, как Христос

проповедовал у небольшого водоема недале-

ко от базара под большим, уже несуществую-

щим, деревом. В этих чисто конкретных ука-

заниях можно видеть сердечное отношение к

предмету”.

Далее указывается, как "Славословит бак-

ша турфанский, с бубном и ситарою, на гне-

дом коне: "Божественный Исса в хождении

своем повстречал большую голову. На пути

лежит мертвая голова великанская. И поду-

мал Исса: от большого человека голова сия ве-

ликая. И задумал Исса дело доброе – вос-

кресить великую голову. И покрылась голова

кожею. И наполнились очи. А и выросло тело,

и побежала кровь. И наполнилось сердце. И

восстал богатырь-великан, и поклонился он

Иссе за воскресение для подвигов во спасе-

ние всего человечества”.

И в "Сердце Азии” упоминалось: "В

Шринагаре впервые достигла нас любопыт-

ная легенда о пребывании Христа. Впослед-

ствии мы убедились, насколько по Индии,

Ладаку и Центральной Азии распространена

легенда о пребывании в этих местах Христа

во время Его долговременного отсутствия,

указанного в Писаниях. Шринагарские му-

сульмане рассказывают, что распятый Хрис-

тос, или, как они говорят, Исса, не умер на

кресте, но лишь впал в забытье. Ученики по-

хитили его и скрыли, излечив. Затем Исса был

перевезен в Шринагар, где учил и скончался.

Гробница Учителя находится в подвале одно-

го частного дома. Указывается существование

надписи, что здесь лежит сын Иосифа; у гроб-

ницы, будто бы, происходили исцеления, и

распространялся запах ароматов. Так иновер-

цы хотят иметь Христа у себя”.

Спрашивается, какой же злонамеренный

ум из этих замечаний выводит легенду о на-

хождении мною какого-то манускрипта вре-

мен Христа? Вместо того, чтобы вместе с нами

порадоваться широкому всеобъемлющему

проникновению великого понятия Христа-

Искупителя, вместо того, чтобы подивиться

в сердце своем, какими незапамятными и

необъятными путями облетело имя Христа все

пустыни, кто-то хочет только затемнить что-

то и умалить в каком-то злонамерении.

В последнем номере индусского журнала

Шри Васвани "Заря” читаем: "Храм Шри

Иссы, Пури, является значительным местом

индусского паломничества. В Пури находит-

ся священный храм, к которому во множестве

стекаются индусы. Недалеко от него катятся

волны Бенгальского залива. Между храмом

и морем – прекрасный сад, расположенный в

прекрасном месте и посвященный Христу. В

центре сада – небольшой "мандир”. В нем

стоит Крест! И каждый вечер Ачариа Ман-

дира читает отрывки из Псалмов и Нового За-

вета; и в течение дня из соседних святилищ

приходят садху и сидят, и беседуют с членами

этого ашрама, посвященного Шри Иссе”.

Опять не знаю, насколько точно форму-

лирована действительность, но, даже в наме-

ке своем, она содержит элементы благости, ко-

торым можно порадоваться, если чье-то сер-

дце не засохло и не раскалилось на угольях

озлобления.

Поучительно встречать в самых неожидан-

ных местах сердца Азии Несторианские клад-

бища с крестом надгробий. Интересно видеть

ханские монеты с изображением креста и зна-

комиться с обширною литературою о пресви-

тере Иоанне. Во всяком случае, мы должны

быть признательны даже выдумщикам об от-

крытом мною манускрипте, ибо они клеветою

своею опять дают возможность, хотя бы и

обратным подходом своим, вызвать еще одно

внимание к этим жемчужинам духа, живым в

претворении веков.

Мне уже приходилось писать о том, что у

каждого благожелательного сердца не найдет-

ся камня, чтобы бросить в певца-мусульма-

нина, по-своему поющего самые высокие сло-

ва о Христе, не найдется желания остановить

иноземную легенду, собирающую вокруг себя

глубоко внимающих сердцем слушателей.

Наука не может содержать в себе ничего

разрушительного. Ученые заботливо собира-

ют все крохи предмета, которые когда-то, в

чьих-то руках, откроют новые пути историй

народов. Путь невежественного отрицания

приводит лишь к разложению, а честное по-

знание, прежде всего, строительно в существе

своем, и, в благородстве духа своего, не мо-

жет заниматься никакими бессмысленными

умалениями. Мы можем проверять, можем

накоплять отрывочные искры народной памя-

ти, которая, в своей возвышающей легенде,

дает истинный всеобъемлющий смысл, в свое

время неоцененный.

Было бы непозволительною невежествен-

ною трусостью скрыть эти благостные леген-

ды, открывающие драгоценные тайники души

народной и соединяющие то, что было разде-

лено по скудоумию. С истинною радостью

вспоминаю суждение по этому предмету не-

которых римско-католических и греко-като-

лических пастырей. Конечно, и светские уче-

ные найдут в себе и справедливость, и добро-

совестность обратиться к предмету не с унич-

тожающим желанием, а так же беспристрас-

тно, справедливо и тепло, как согрела леген-

да Азии бесчисленные сердца народов.

Ещё раз спасибо клеветникам, дающим

мне возможность вновь произнести эти слова

во Благо.

Гималаи, 1931

Категория: Сказки Николая Рериха | Добавил: nefertari (25.05.2011)
Просмотров: 1754 | Теги: Сказки Рериха ЛЕГЕНДА АЗИИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Фотоальбом

Заработай!

Руна дня

Руна дня



© « Astral-Vision»

Новое на сайте

Поиск


Copyright MyCorp © 2018